Барон Джейкоб Ротшильд бросает банковское дело ради искусства

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

В течение многих лет он главный герой культуры Великобритании

Барон Джейкоб Ротшильд на фоне сокровищ Уоддесдона. Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС
Барон Джейкоб Ротшильд на фоне сокровищ Уоддесдона.
Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС

Джейкоб Ротшильд уходит в отставку. Потомок британской ветви легендарной семьи банкиров покидает пост председателя инвестиционного фонда RIT, который оценивается в £3 млрд, чтобы стать его почетным президентом. А сотрудники знаменитого поместья Ротшильдов Уоддесдон готовятся к лавине новых проектов. «Я проработала здесь шесть лет и ни разу не чувствовала себя комфортно  — таковы его перфекционизм, драйв и выносливость», — говорит глава коллекций Ротшильда Пиппа Ширли. 

Сейчас Ротшильду 83 года. Более 30 лет он главный герой культурной сцены Великобритании. Все эти годы барон прежде всего учил думать стратегически и творчески, за что и получил россыпь наград и степеней. 

В 1985 году, возглавляя попечительский совет лондонской Национальной галереи, он привлек к финансированию музея семью Сейнсбери. В названном в их честь крыле теперь хранится коллекция искусства Возрождения. Именно Ротшильд в конце 1990-х уговорил вице-премьера Британии Майкла Хезелтайна перевести чиновников из Сомерсет-Хауса, чтобы здание XVIII века могло стать достоянием общественности. В 2000 году родился проект подсветки лондонских мостов «Освещенная река». Сначала Ротшильд хотел, чтобы американский художник Джеймс Таррелл создал перед фасадом Сомерсет-Хауса бассейн света, но тот запросил слишком много. Тогда барон и его дочь Ханна решили украсить всю реку и привлекли к проекту и других меценатов. Окна офиса Ротшильда выходят на Спенсер-Хаус, неоклассический особняк семьи принцессы Дианы. В 1985 году барон взял его в аренду на 125 лет, отреставрировал и обставил.

Одним из важнейших дел Ротшильда стало соединение «людей дела» и «ценителей прекрасного». Он занимался этим с 1994 по 1998 год, когда был председателем Фонда лотереи «Культурное наследие». Барон настоял, чтобы все музеи, подающие заявки на получение грантов, подготовили бизнес-планы, и направил их в ауди­торские компании, чтобы те провели ликбез для музейщиков.

Крупнейший проект Ротшильда — в процессе реализации. Через два года завершится строительство третьего по важности общественного здания в Израиле — Национальной библиотеки в Иерусалиме. Средства на ее возведение выделяет фонд Ротшильда. «У нас был открытый конкурс, в котором не участвовал ни один звездный архитектор, очень уж они избалованы. Мы рассмотрели 300 проектов, и мне ничего не понравилось, но надо было что-то выбрать, — рассказывает Джейкоб Ротшильд. — Когда автор проекта-победителя попал под суд, я позвонил Ренцо Пьяно, Фрэнку Гери и в Herzog & de Meuron и сказал: „Просто приходите и расскажите нам, что бы вы сделали“. Так мы и выбрали Herzog & de Meuron».

Совсем свежий арт-про­ект Ротшильда — в его доме на Корфу. Две стоящие на мысу бронзовые фигуры Навсикаи и Одиссея хорошо видны с судов, проходящих через пролив между Грецией и Албанией. 

А в поместье Уоддесдон 7 сентября появилась новая достопримечательность — сокровищница. Главный дом имения, завещанного Джеймсом де Ротшильдом в 1957 году Национальному трасту и управление которым с 1988 года отчасти взял на себя Джейкоб, — это высококлассный музей и прекрасно обставленный викторианский особняк. Сокровищница создана, чтобы показать публике 300 драгоценных предметов ювелирного искусства. Кураторы трудились совместно с создателями приложения SmartyFi, развивая способность программы работать с трехмерными объектами. Ротшильд с энтузиазмом относится к цифровым технологиям. 

По словам барона, ему еще многое предстоит сделать: от приведения в порядок бухгалтерских книг Уоддесдона до увеличения стипендий, от работы с посетителями его музея до заказа новых произведений современного искусства. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+