18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Барон Джейкоб Ротшильд бросает банковское дело ради искусства

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

В течение многих лет он главный герой культуры Великобритании

Барон Джейкоб Ротшильд на фоне сокровищ Уоддесдона. Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС
Барон Джейкоб Ротшильд на фоне сокровищ Уоддесдона.
Фото: PA Wire/PA Images/ТАСС

Джейкоб Ротшильд уходит в отставку. Потомок британской ветви легендарной семьи банкиров покидает пост председателя инвестиционного фонда RIT, который оценивается в £3 млрд, чтобы стать его почетным президентом. А сотрудники знаменитого поместья Ротшильдов Уоддесдон готовятся к лавине новых проектов. «Я проработала здесь шесть лет и ни разу не чувствовала себя комфортно  — таковы его перфекционизм, драйв и выносливость», — говорит глава коллекций Ротшильда Пиппа Ширли. 

Сейчас Ротшильду 83 года. Более 30 лет он главный герой культурной сцены Великобритании. Все эти годы барон прежде всего учил думать стратегически и творчески, за что и получил россыпь наград и степеней. 

В 1985 году, возглавляя попечительский совет лондонской Национальной галереи, он привлек к финансированию музея семью Сейнсбери. В названном в их честь крыле теперь хранится коллекция искусства Возрождения. Именно Ротшильд в конце 1990-х уговорил вице-премьера Британии Майкла Хезелтайна перевести чиновников из Сомерсет-Хауса, чтобы здание XVIII века могло стать достоянием общественности. В 2000 году родился проект подсветки лондонских мостов «Освещенная река». Сначала Ротшильд хотел, чтобы американский художник Джеймс Таррелл создал перед фасадом Сомерсет-Хауса бассейн света, но тот запросил слишком много. Тогда барон и его дочь Ханна решили украсить всю реку и привлекли к проекту и других меценатов. Окна офиса Ротшильда выходят на Спенсер-Хаус, неоклассический особняк семьи принцессы Дианы. В 1985 году барон взял его в аренду на 125 лет, отреставрировал и обставил.

Одним из важнейших дел Ротшильда стало соединение «людей дела» и «ценителей прекрасного». Он занимался этим с 1994 по 1998 год, когда был председателем Фонда лотереи «Культурное наследие». Барон настоял, чтобы все музеи, подающие заявки на получение грантов, подготовили бизнес-планы, и направил их в ауди­торские компании, чтобы те провели ликбез для музейщиков.

Крупнейший проект Ротшильда — в процессе реализации. Через два года завершится строительство третьего по важности общественного здания в Израиле — Национальной библиотеки в Иерусалиме. Средства на ее возведение выделяет фонд Ротшильда. «У нас был открытый конкурс, в котором не участвовал ни один звездный архитектор, очень уж они избалованы. Мы рассмотрели 300 проектов, и мне ничего не понравилось, но надо было что-то выбрать, — рассказывает Джейкоб Ротшильд. — Когда автор проекта-победителя попал под суд, я позвонил Ренцо Пьяно, Фрэнку Гери и в Herzog & de Meuron и сказал: „Просто приходите и расскажите нам, что бы вы сделали“. Так мы и выбрали Herzog & de Meuron».

Совсем свежий арт-про­ект Ротшильда — в его доме на Корфу. Две стоящие на мысу бронзовые фигуры Навсикаи и Одиссея хорошо видны с судов, проходящих через пролив между Грецией и Албанией. 

А в поместье Уоддесдон 7 сентября появилась новая достопримечательность — сокровищница. Главный дом имения, завещанного Джеймсом де Ротшильдом в 1957 году Национальному трасту и управление которым с 1988 года отчасти взял на себя Джейкоб, — это высококлассный музей и прекрасно обставленный викторианский особняк. Сокровищница создана, чтобы показать публике 300 драгоценных предметов ювелирного искусства. Кураторы трудились совместно с создателями приложения SmartyFi, развивая способность программы работать с трехмерными объектами. Ротшильд с энтузиазмом относится к цифровым технологиям. 

По словам барона, ему еще многое предстоит сделать: от приведения в порядок бухгалтерских книг Уоддесдона до увеличения стипендий, от работы с посетителями его музея до заказа новых произведений современного искусства. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+