18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе

Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты

Выставок работ, вошедших в лонг-лист Премии Кандинского, не было четыре года, а в прошлом году и премия не присуждалась. Так что сам факт открытия в Московском музее современного искусства отраден. Ежегодные выставки премии и церемонии награждения победителей всегда были заметными событиями московской художественной жизни.

На этот раз в лонг-лист премии после двух туров голосования экспертного совета вошло 30 номинантов: 15 в разделе «Проект года», 10 — «Молодой художник», а также 5 научных и исследовательских работ. Все они и показаны на выставке, кураторами которой стали Ирина Горлова и Наталия Герасина. И им удалось показать номинированные работы очень достойно, с вниманием и уважением к каждому художнику.

В нарушение традиции отдельные претенденты на победу в главной номинации представлены несколькими проектами. Например, Таус Махачева — тремя. Один из них, с невоспроизводимо длинным названием, состоящим из множества инициалов, представляет собой внушительное количество динамиков, из которых транслируются обрывки электронных писем разных людей. Он занимает достаточно много места. Две другие работы — документация перформансов — компактнее, но все равно создается впечатление, что Махачева здесь главный герой и основной претендент на награду. Появление нескольких произведений одного автора пресс-релиз к выставке объясняет тем, что эксперты оценивали работы, не зная имен их авторов. Однако вряд ли члены экспертного совета могли не знать, кому принадлежат произведения, показанные на последней Венецианской биеннале или на прошлогодних выставках.

Вообще в основной номинации представлены вещи сильные, многие из их авторов уже были лауреатами или номинантами Премии Кандинского и «Инновации». Фантастической формы надувная «Скала» Ирины Кориной, длинная красная ковровая дорожка, лежащая среди длинных белых занавесей, и стоящие вдоль нее тапочки — инсталляция Александра Бродского, копия сломанной колонны из «Любви к себе среди руин» Александры Паперно трогают ум и сердце простотой, недосказанностью, иронией и поэзией, которая по завету Пушкина должна быть глуповата. Зато кураторские пояснения к этим работам безусловно умны.

Серьезен и производит сильное впечатление документально-художественный проект Хаима Сокола об истории бумажной фабрики «Октябрь», особенно впечатляет документальная составляющая с пугающими цитатами из личных дел рабочих и приказов об их увольнении. Отличный живописец Павел Отдельнов, к сожалению давно дрейфующий от таинственных индустриальных пейзажей к прямолинейным социально ответственным проектам, показал карту нашей родины с артистически отмеченными на ней местами промышленных свалок. Евгений Антуфьев представлен в двух номинациях — как просто художник и как художник молодой. В первом случае большой и красивой инсталляцией с многочисленными скульптурами и рисунками, во втором — со своеобразным музеем Льва Толстого. Вторая работа кажется оригинальнее и серьезнее первой. Полина Канис, Саша Пирогова и арт-группа «Провмыза» номинированы со своими видео — медленными, многозначительными, а у «Провмызы» еще и замогильно мрачными.

Надпись «Все это не сон» на фоне темного леса Тимофея Ради — одна из лучших работ в молодежной номинации, где превалируют многословные, многодельные и глубокомысленные произведения. Еще хочется отметить здесь «Частицы» микроарт-группы «Город Устинов»: в длинной витрине из крохотных предметов и какого-то мусора зрители могут сложить осмысленные изображения.

В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» участвует пять книг. Они просто лежат в витрине, так что можно только прочитать имена их авторов и названия: «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, «Метагеометрия художника Штейнберга» Евгения Барабанова, «Искусство и город» Игоря Поносова, Moscow Vanguard Art Маргариты Тупицыной и «Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века» Андрея Хлобыстина.

В заключение хочется признать, что ни о каких новых тенденциях и даже о моде в современном отечественном искусстве по экспонатам выставки сказать невозможно. Художники зрелые идут своим путем, и это нисколько не огорчает, поскольку достижения на этом пути у большинства очевидны. Молодые, как ни странно, ищут свое на проторенных старшими дорогах. Но это на выставке номинантов на Премию Кандинского, а она слишком мала, чтобы делать какие-то выводы о художественном процессе.

Выставка открыта до 17 ноября. Церемония награждения победителей состоится 13 ноября.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+