18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка представляет всего Василия Поленова

№77
Материал из газеты

Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств

Выставка Василия Поленова (1844–1927) — юбилейная, к 175-летию со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея, как это происходит в последнее время на монографических показах русских классиков, представляет художника большим количеством работ и демонстрирует весь диапазон его творческих проявлений. 

Для Поленова это особенно важно: он писал исторические картины, библейские циклы, лирические пейзажи, работал для театра, по-любительски проектировал, преподавал, а остался в памяти широкой публики автором «Московского дворика» и «Бабушкиного сада» — картин действительно замечательных, поэтичных и красивых, близких нежному русскому сердцу. Интимный пейзаж, признанным мастером которого считается Поленов, действительно самый важный, но далеко не единственный жанр, в котором работал художник. 

Одна из главных тем его живописи — евангельские сюжеты. Серьезно продуманный, принципиально этнографический цикл картин из земной жизни Христа (эскизы для него Поленов писал во время своих путешествий по Палестине, Сирии и Египту) отличается от произведений его современников прежде всего решением образа Спасителя. Как и другие почитатели романа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», Поленов пишет Христа-человека, подчеркивает телесность, но при этом его картины лишены сюжетного драматизма, а их герой всегда божественно спокоен и идеально вписан в солнечный восточный пейзаж. 

Страданий — ни божественных, ни народных — в картинах Поленова нет. Он говорил, что искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что жизнь тяжела, «там много пошлости и грязи». 

Поэтому Поленов, участвовавший в русско-турецкой войне, даже с фронта присылал бытовые, а не боевые зарисовки, ведь там было «так ужасно и так просто». Радость же ему приносила сама живопись. Так что не активный, но все же член Товарищества передвижников, Поленов до конца не порывал и с академической традицией. Его большая картина «Христос и грешница», которую Третьяковке предоставил для выставки Русский музей, как раз об этом и свидетельствует. Как и картины на исторические, причем европейские, темы. 

Выставка претендует на такой же статус и размах, как предыдущий большой персональный показ в Третьяковской галерее — Ильи Репина, соученика Поленова по Академии художеств. Они окончили ее одновременно в 1871 году, оба получили золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и отправились в пенсионерскую поездку в Европу, где что-то восприняли из новейших тогда художественных течений. Но, вернувшись, оба продолжали свой путь в направлении, заданном развитием русского искусства, и стали классиками национальной школы живописи.

Новая Третьяковка
Василий Поленов
17 октября – 16 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+