18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка представляет всего Василия Поленова

№77
Материал из газеты

Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств

Выставка Василия Поленова (1844–1927) — юбилейная, к 175-летию со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея, как это происходит в последнее время на монографических показах русских классиков, представляет художника большим количеством работ и демонстрирует весь диапазон его творческих проявлений. 

Для Поленова это особенно важно: он писал исторические картины, библейские циклы, лирические пейзажи, работал для театра, по-любительски проектировал, преподавал, а остался в памяти широкой публики автором «Московского дворика» и «Бабушкиного сада» — картин действительно замечательных, поэтичных и красивых, близких нежному русскому сердцу. Интимный пейзаж, признанным мастером которого считается Поленов, действительно самый важный, но далеко не единственный жанр, в котором работал художник. 

Одна из главных тем его живописи — евангельские сюжеты. Серьезно продуманный, принципиально этнографический цикл картин из земной жизни Христа (эскизы для него Поленов писал во время своих путешествий по Палестине, Сирии и Египту) отличается от произведений его современников прежде всего решением образа Спасителя. Как и другие почитатели романа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», Поленов пишет Христа-человека, подчеркивает телесность, но при этом его картины лишены сюжетного драматизма, а их герой всегда божественно спокоен и идеально вписан в солнечный восточный пейзаж. 

Страданий — ни божественных, ни народных — в картинах Поленова нет. Он говорил, что искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что жизнь тяжела, «там много пошлости и грязи». 

Поэтому Поленов, участвовавший в русско-турецкой войне, даже с фронта присылал бытовые, а не боевые зарисовки, ведь там было «так ужасно и так просто». Радость же ему приносила сама живопись. Так что не активный, но все же член Товарищества передвижников, Поленов до конца не порывал и с академической традицией. Его большая картина «Христос и грешница», которую Третьяковке предоставил для выставки Русский музей, как раз об этом и свидетельствует. Как и картины на исторические, причем европейские, темы. 

Выставка претендует на такой же статус и размах, как предыдущий большой персональный показ в Третьяковской галерее — Ильи Репина, соученика Поленова по Академии художеств. Они окончили ее одновременно в 1871 году, оба получили золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и отправились в пенсионерскую поездку в Европу, где что-то восприняли из новейших тогда художественных течений. Но, вернувшись, оба продолжали свой путь в направлении, заданном развитием русского искусства, и стали классиками национальной школы живописи.

Новая Третьяковка
Василий Поленов
17 октября – 16 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+