18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Советское выступило рельефно

Обновление Центрального павильона ВДНХ преподнесло реставраторам сюрприз — долгое время скрытое под обшивкой монументальное панно 1953 года.

Когда в завершающем парадную анфиладу Центрального павильона ВДНХ зале Мира была демонтирована фанерная обшивка, под ней было обнаружено монументальное панно — рельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Специалисты были удивлены, что это масштабное произведение, десятилетия скрытое от глаз, сохранилось, да еще и в неплохом состоянии (сбито лишь несколько голов персонажей). Горельеф создавался в самый разгар эпохи прославления Сталина скульптурной мастерской под руководством Евгения Вучетича (при участии П.3.Фридмана, Л.Д.Муравина, Н.П.Белугина, Д.И.Никитина, Г.Н.Постникова и архитектора А.Ф.Великанова). Известно, что скульпторы работали над произведением, призванным олицетворять всю мощь сталинской эпохи, три года и завершили труд к 1953-му. Площадь рельефного панно составляет 90 м², оно выполнено из подкрашенного гипса; по приемам и композиции вещь вполне сопоставима даже со скульптурными рельефами итальянского Возрождения, отчасти служившими первообразами для советских ваятелей. Вновь открытый главный художественный экспонат ВДНХ, выстроенный по принципу линейной перспективы, изображает торжественное шествие более полутора тысяч советских граждан под знаменами. Фоном демонстрации служат архитектурные, вполне узнаваемые, сооружения социализма: высотка, гидроэлектростанция и даже Шуховская башня. В толпе людей видны представители разных профессий, о чем можно судить по атрибутам труда; в композиции немало военных и спортсменов. Три десятка персонажей, идущие в авангарде, имели реальных прототипов из числа высокопоставленных граждан Советского Союза и представителей элиты. Пожилой человек впереди слева явно напоминает академика Ивана Павлова, нарядная дама — актрису Аллу Тарасову, узбек с цветком хлопка — лауреата Сталинской премии Назарали Ниязова. Исторический парадокс, напрямую отразившийся на судьбе произведения Евгения Вучетича, заключался в том, что к моменту окончания работы над рельефом он слегка утратил актуальность, ибо на повестке дня уже стояла борьба с культом личности и с архитектурными излишествами. Народ у Вучетича бодро марширует под знаменами, на которых были изображены профили Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В 1960-е годы все профили, кроме ленинского, были закрашены. Вместо советского герба в руках рабочего на переднем плане появился младенец-путто, символ торжества мира при коммунизме.

Статья написана по материалам аудиогида, созданного кандидатом искусствоведения М.М.Силиной для юбилейной выставки в Центральном павильоне ВДНХ.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+