18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская биеннале ищет ориентиры

Новости предстоящей Московской биеннале современного искусства: впечатляющий проект Дмитрия Чернякова с первыми именами из Альбертины и финансовый скандал с Юлией Музыкантской

Основной проект 8-й Московской биеннале современного искусства «Ориентирование на местности» покажут в Новой Третьяковке на Крымском Валу с 31 октября по 22 января, в ее параллельную программу войдут 36 проектов. Венская Альбертина, о сотрудничестве с которой в подготовке основного проекта организаторы Московской биеннале сообщали ранее, предоставит для него произведения 11 художников из 32, заявленных к участию.

«Наш главный партнер — это один из ведущих мировых музеев, Альбертина, и мы рады, что это партнерство позволило привезти в Москву, в Россию знаковые работы ведущих мировых художников. Не могу сказать, что это половина, но это серьезная часть экспозиции (всего будет представлено более 50 произведений. — TANR)», — рассказала на пресс-конференции в ТАСС президент Московской биеннале Юлия Музыкантская. 

Очевидно, речь идет о работах Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола, Алекса Каца, Вали Экспорт и Марии Лассниг, которые, по замыслу куратора основного проекта, всемирно признанного театрального режиссера Дмитрия Чернякова, вступят в диалог с произведениями современных российских художников, среди которых Александр Бродский, Павел Отдельнов, Евгений Гранильщиков. Известно, что пара таких диалогов выстроится между Виталием Пушницким и Алексом Кацем, а также Георгом Базелицем и Андреем Кузькиным. Развернется действо при поддержке ЦУМа в Новой Третьяковке на Крымском Валу, в стилизованном под город выставочном пространстве, со своими площадями, улицами и переулками, которые с помощью произведений искусства наполнятся разными мизансценами. 

«Архитектор Сергей Чобан и его команда придумали невероятную вещь, это будет очень необычное представление: в пространстве будет специальная навигация между объектами, которые мы называем „дома“, „юрты“, „бунгало“ — закрытые архитектурные формы, треугольные, квадратные, внутри которых происходит совершенно иная, чем на „улице“, жизнь. А есть экспозиция, которая располагается „на улице“, это как бы „Белый город“», — рассказал Дмитрий Черняков, для которого, по собственному признанию, работа над основным проектом биеннале стала своеобразным возвращением в Россию. «Я предложил назвать основной проект „Ориентирование на местности“, — сказал Дмитрий Черняков, — и это гораздо шире, чем прикладной спортивный термин. Это попытка найти дислокацию человека в пространстве, когда очень сложно привязаться к точкам отсчета». 

Однако закончилась пресс-конференция скандально. Шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова обратила внимание коллег на то, что художники — участники предыдущей биеннале обвиняют Юлию Музыкантскую в финансовой нечистоплотности и неэтичном поведении, и потребовала от нее ответа. Действительно, 6 июня на сайте международной организации Biennale Foundation было опубликовано открытое письмо, в котором художники делились своим печальным опытом участия в 7-й Московской биеннале (невыплаты гонораров, необходимость монтировать работы ночью без еды и питья и выслушивать угрозы). И зал, и спикеры ждали такого вопроса: некоторые телеграм-каналы накануне распространили перевод письма, так что аудитория была уже хорошо разогрета. «На момент появления письма оплаты всем художникам были завершены. Платежи документально подтверждены, и данные будут опубликованы», — пожалуй, это главное, что заключал ответ Юлии Музыкантской. Так как объяснение, что «художник должен принимать участие в монтаже работы лично как единственный знающий замысел, а есть и пить в музейных залах запрещено», проходит по разряду демагогии и говорит лишь о неумелой организации процесса. 

Вопрос обозревателя нашей газеты Ольги Кабановой к директору Третьяковской галереи, бывшей площадкой основного проекта предыдущей, 7-й Московской биеннале, Зельфире Трегуловой, не считает ли она, что подобные истории могут повредить репутации Третьяковки, также не получил исчерпывающего ответа. «Я узнала об этой истории сегодня рано утром, — сказала Зельфира Трегулова. — Мне ответили, что оплаты были. Мы еще посмотрим существующие документы. А что касается репутации, выставка 7-й Московской биеннале стала в 2017 году самым посещаемым проектом, посвященным современному искусству, в Третьяковской галерее». С последним трудно спорить — однако надо заметить, что произошло это именно благодаря репутации площадки.

Остается заметить, что попытки всех спикеров перевести ответы на неудобные вопросы в русло «я все уточню и отвечу вам позже и индивидуально» вряд ли добавляют прозрачности финансовому статусу биеннале и уважения — ее организаторам. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+