18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ярмарка Frieze — событие, которое определяет сознание

Вопреки постулату марксистов теперь не бытие, а событие определяет сознание. Неделя Frieze в Риджентс-парке как раз таким событием и является, считает Ильдар Галеев

Словно мотыльки, слетающиеся в эти дни в Лондон «арт-лаверы» (те, у кого достаточно «лавэ» для «арта») переживают момент истины. Но не одни только грандиозные шатры в садово-парковом ансамбле столицы Великобритании (ярмарки Frieze и Frieze Masters проходят во временных шатрах в Риджентс-парке. — TANR) привлекают ценителей со столь же утонченным вкусом, сколь и утолщенным кошельком. В Мэйфейре найдутся места, где можно продолжить наслаждение прекрасным: большая четверка аукционов — Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и Phillips — сопровождает «неделю искусств» залпами своих молотков, возвещающих о продажах сontemporary аrtist’ов.

Между этими двумя компонентами события есть, как говорят у нас в местах, ставших уже отдаленными, две большие разницы. Вроде люди одни и те же — и там, и здесь. Но, странно, как же их повадки меняются в зависимости от того, где разворачивается действие! В аукционных залах — игроки, хладнокровные и безжалостные, стремящиеся закрепить ликвидность объекта на фоне общей рыночной волатильности; «быки», идущие на повышение котировок blue-chips художников. А в Риджентс-парке они же — расслабленные от трудов жители Касталии, с бокалами вина предающиеся интеллектуальным утехам на фоне шедевров с шестью нулями.

Так направим же свои стопы сначала в сады.

Frieze — это место, где служители культа (они же торговцы во храме) совершают свой промысел безо всякого риска быть изгнанными. Что в общих чертах примиряет их с прихожанами, которые ради такой возможности приобщения к высокому стаптывают себе башмаки. В наше время храмы (сиречь музеи) постепенно диверсифицируются, они участвуют в показах работ, гарантированно попадающих на торги в число топ-лотов, предоставляют площадки для показа коммерчески ориентированных коллекций, помогают в публикации аукционных каталогов, снабжая их изображениями из своих фондов. Альянсу подобного рода — единству музея и рынка — такие ярмарки, как Frieze, и способствуют.

Любому прихожанину здесь рады. Если вы поклонник устоявшихся репутаций — пожалуйте на Masters; если нравится играть во фьючерсы — можно пройтись по стендам «актуальщиков». Мне, например, любо и то и другое, поэтому по собственному опыту знаю, что крепость ног и зоркость глаза — факторы для визитера не просто достаточные, но и необходимые.

Frieze Masters служит людям, психически более уравновешенным. Здесь есть все, чтобы вспомнить о главах истории мирового искусства, воспользовавшись чем-то вроде памятки о художниках «Родной речи» для жителей стран с развитой экономикой. Никаких резких движений, головой вертим плавно: все аккуратно и благопристойно. Здесь есть много вещей, подходящих для того, чтобы украсить свой прелестный уголок. От «последнего в частных руках» Боттичелли (галеристы лондонской Trinity Fine Art рекомендуют его в обмен на ваши 35 млн), увидеть которого выстраивается очередь из ценителей, до коллекции работ Сая Твомбли (его во всей красе представляет на своем стенде Ларри Гагосян). От фаюмского портрета до ритуальных шаманских масок с Аляски, когда она еще была нашей. От Марксова «Капитала» с авторским инскриптом — всего лишь за какие-то 500 тыс. (галерея Питера Харрингтона) — до 15-позвоночного хребта «последнего на Земле динозавра». На Masters чувствуешь себя одним из посвященных, избранных гостей роскошного приема — в окружении декораций мировой цивилизации во всем ее величии прямо перед тем, как эти декорации уплывут в никому не ведомые края.

Преимущества фланирования по стендам ярмарки в сравнении с походом в музей здесь очевидны. Вряд ли в музее будут рады посетителю, пожелавшему совместить просмотр произведений искусства с приемом алкоголя. Человек с бокалом шампанского, даже если он отнюдь не сдержан в своих восторженных эмоциях, — непременный атрибут Frieze. Свобода фотофиксации — еще один плюс. Ну и третий фактор — деньги. Известно, что в доме повешенного не принято говорить о веревке, потому в музеях и не задают вопросы о ценах на экспонаты. На Frieze о «веревках» только и судачат. Даже не пытаясь вникнуть в логику их, веревочного, сплетения.

В ангаре с современным искусством тенденции другие — более абстрагированные, оторванные от рамок конвенциональности. Это больше похоже на репрезентацию не имен, но трендов и мод, одним лишь галеристам известных. Этикетки здесь необязательны, с их отсутствием в последнее время сталкиваешься все чаще. Но, вполне возможно, это такой новейший маркетинговый ход: нет «тайтла» — задай вопрос. А, получив ответ, отмолчаться уже непросто. Вот так и наводятся мосты, так и совершаются сделки.

Frieze Contemporary — зрелище для натур, более склонных к гедонизму, для живчиков и рисковых ребят. Правда, шишек они себе набивают похлеще консерваторов с Masters. Иногда целые состояния спускаются Чеширскому Коту под хвост, а бывает — райские кущи им в награду. Атмосфера здесь демократичнее, представительнее по странам и континентам, да и градус страстей повыше. Прислушавшись к разговорам на стендах, понимаешь гениальность Вуди Аллена, который в своих «Мелких мошенниках» устами незадачливого дилера в исполнении Хью Гранта заставлял американского коммерсанта поверить в необходимость приобретения не какого-то там Пикассо, а «Дэмиена Декстера», самого крутого, но пока еще никому не ведомого художника. Из всех форм отъема денег у населения именно подобная представляется наиболее гуманной. Во многом из-за того, что чувство сострадания к ближнему в последнее время заметно притупилось. Нельзя игнорировать запросы людей на приобщение к прекрасному.


Рассказ Ильдара Галеева о последних аукционах современного искусства в Лондоне читайте на нашем сайте в ближайшие дни.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+