Выставка «Шарлотта Перриан. Изобретая новый мир» открылась в Париже

Фонд Louis Vuitton чествует знаменитого дизайнера и архитектора — женщину, долго остававшуюся в тени коллег-мужчин

Шарлотта Перриан в шезлонге B306 (дизайн Ле Корбюзье, Жаннере, Перриан, 1929). Фото: F.L.C. / ADAGP, Paris 2019 / AChP
Шарлотта Перриан в шезлонге B306 (дизайн Ле Корбюзье, Жаннере, Перриан, 1929).
Фото: F.L.C. / ADAGP, Paris 2019 / AChP

Огромная выставка, посвященная Шарлотте Перриан (1903–1999) — выдающемуся дизайнеру ХХ века, открылась в Фонде Louis Vuitton в Париже, экспозиция приурочена к 20-летию со дня ее смерти. Шарлотта Перриан долго оставалась в тени Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, с которыми работала, однако она фактически является одним из основоположников современного дизайна. Экспозиция, поделенная на 11 пространств, позволяет ощутить значение вклада Перриан в культуру и современный образ жизни.

Пабло Пикассо. «Обнаженная женщина, лежащая в интерьере». 1961. Фото: Succession Picasso 2019 / Musée d’art moderne, Gift of Maurice Jardot, Belfort
Пабло Пикассо. «Обнаженная женщина, лежащая в интерьере». 1961.
Фото: Succession Picasso 2019 / Musée d’art moderne, Gift of Maurice Jardot, Belfort

Первый из залов, посвященный ее работе в 1920-х годах, показывает новаторскую хромированную мебель, переосмысленную в духе эстетики автомобилей и кинематографа. Одним из достижений мастера был передовой для того времени отказ создавать эксклюзивные проекты интерьеров для состоятельных заказчиков и переход на серийное производство для недорогого жилья. В 1930-е, что показано в другом зале, Перриан разрабатывала мебель, вдохновленную природой, со свободными формами и органическими изгибами. Зритель увидит, как искусство Японии через посредничество Перриан повлияло на стилистику интерьеров 1940-х годов. Последующие десятилетия также проиллюстрированы различными новаторскими идеями дизайнера, ныне воспринимающимися как классика интерьера ХХ века.

Шарлотта Перриан. Стеллаж «Облако». 1958. Фото:  Adagp, Paris, 2019 / Studio Shapiro / Galerie Downtown - François Laffanour
Шарлотта Перриан. Стеллаж «Облако». 1958.
Фото: Adagp, Paris, 2019 / Studio Shapiro / Galerie Downtown - François Laffanour

На выставке представлены плоды сотрудничества с Ле Корбюзье, Фернаном Леже и многими другими мастерами ХХ века. Специально для проекта воссоздано семь интерьеров и подготовлено три видеоинсталляции, а также кинетическая стена. Среди реконструкций — дома, знаковые для истории дизайна: интерьеры студии Перриан в мансарде на площади Сен-Сюльпис (1927), экспозиция Осеннего салона 1929 года, «Квартира молодого человека» (1935), сборный домик для горнолыжников Refuge Tonneau («Убежище-бочка») (1938) и другие.

Жорж Брак. «Птицы». 1954-1962. Фото: Adagp, Paris, 2019 / Musée d’art moderne, gift of Maurice Jardot, Belfort
Жорж Брак. «Птицы». 1954-1962.
Фото: Adagp, Paris, 2019 / Musée d’art moderne, gift of Maurice Jardot, Belfort

Однако из 400 экспонатов, представленных на выставке, только половина — собственные работы Шарлотты Перриан. Остальные 200 предметов: картины, рисунки, скульптуры, мобили, керамика, текстиль, фотографии — произведения других авторов, дополняющие созданный ею мир. И это настоящее созвездие: помимо Леже и Ле Корбюзье, без которых было бы невозможно обойтись в разговоре о Перриан, зрители увидят работы Пабло Пикассо (в том числе картон для шпалеры по «Гернике» из частной коллекции), Жоржа Брака, Робера Делоне, Александра Колдера, Жака Липшица, Жоана Миро и многих других важных художников и архитекторов.

Шарлотта Перриан, Ги Рей-Милле (AAM). Жилой комплекс La Cascade на горнолыжном курорте Арк 1600 (Лез Арк, Франция). Северный фасад. 1968-1969. Фото: Adagp, Paris, 2019 / Charlotte Perriand / AChP
Шарлотта Перриан, Ги Рей-Милле (AAM). Жилой комплекс La Cascade на горнолыжном курорте Арк 1600 (Лез Арк, Франция). Северный фасад. 1968-1969.
Фото: Adagp, Paris, 2019 / Charlotte Perriand / AChP

Свои экспонаты на выставку предоставили ведущие французские музеи и частные архивы, начиная с Архива Шарлотты Перриан и Фонда Ле Корбюзье и заканчивая Национальной библиотекой Франции и Центром Помпиду. В проекте участвуют и иностранные музеи, в том числе из Японии — страны, где дизайнер жила 1940-х годах. Также вещами поделились Музей Виктории и Альберта, Далласский музей искусств, Кунстхаус в Цюрихе, Музей искусства королевы Софии, Метрополитен-музей, Музей современного искусства (MоМA) в Нью-Йорке и другие. Выставка продлится до 24 февраля.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+