18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Возрождение Нотр-Дама: дерево, свинец и роботы

Рассказываем о том, как восстанавливают собор Парижской Богоматери, пострадавший от разрушительного пожара пять месяцев назад

Архитектор, руководитель Центра всемирного наследия ЮНЕСКО (2000–2010), заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре (2010–2018) Франческо Бандарин поделился последними данными о реставрации собора Норт-Дам де Пари и рассказал о том, что ждет его в будущем.

Крыша

Пока не закончено строительство новой временной крыши, неф затянули полотном. Внутри нефа повесили защитную сетку на тот случай, если оставшиеся части крыши начнут обваливаться. Статую Богоматери сняли, а над главным алтарем со знаменитой барочной скульптурной группой, изображающей обет короля Людовика XIII, возвели защитную конструкцию.

Кладка

Разбором и вывозом огромного количества обломков, заваливших неф (камни, обгоревшее дерево, куски кровли и так далее), занимаются роботы, так как людям запрещено входить внутрь из-за угрозы обрушения сводов. Этот этап работ уже почти завершен. Фрагменты собора сохранят для обследования и повторного использования.

Витражи

Верхние витражи нефа и апсиды демонтировали в целях безопасности, а образовавшиеся проемы закрыли, чтобы защитить собор от осадков. Нижние витражи и окна-розы трансептов пока что оставили на месте.

Стабилизация здания

Серьезные опасения по-прежнему вызывают своды: часть их кладки обвалилась, и в какой-то момент их нужно будет перестроить. Все контрфорсы укрепили при помощи деревянных рам, чтобы минимизировать риск повреждения несущих стен собора. Над сводами установили ряд 18-метровых деревянных перекладин, чтобы построить платформу для исследования их состояния и будущей реконструкции. Северный, западный и южный фронтоны укрепили при помощи деревянных конструкций-подпорок. Галерею химер на южной башне обезопасили и закрепили на стропах. Две внутренние колонны собора, пострадавшие при пожаре, также укрепили.

Загрязнение свинцом

Пожар полностью уничтожил свинцовое покрытие крыши Нотр-Дама общим весом 430 т. Часть пластин упала внутрь собора, часть расплавилась по стенам, а часть превратилась в пыль и вместе с густым облаком дыма разнеслась по ветру над западной частью Парижа. Из-за опасений, вызванных возможным заражением свинцом, власти были вынуждены приостановить работы почти на весь август. Для защиты здоровья рабочих ввели впечатляющие меры безопасности, включая особый порядок доступа к собору, маски, защитные костюмы и душ. Сейчас ведется измерение уровня загрязнения на прилегающей к собору территории и в соседних районах города, а также оценка потенциального риска для здоровья людей.

Финансирование

На реставрацию памятника ЮНЕСКО требуются значительные средства. К сегодняшнему дню Фонд Нотр-Дама получил пожертвования и обещания пожертвований на общую сумму €380 млн, в том числе €36 млн от 46 тыс. частных лиц, 60 компаний и 29 французских и зарубежных государственных учреждений. Стало известно, что обещанные главой холдинга LVMH, основателем Фонда Louis Vuitton Бернаром Арно и владельцем аукционного дома Christie’s, венецианских Палаццо Грасси и Пунта делла Догана Франсуа Пино €200 млн и €100 млн будут выплачиваться поэтапно. В качестве крупнейших спонсоров оба миллиардера войдут в состав учрежденной министром культуры Франции Франком Ристером контрольной комиссии, которая будет следить за выполнением реставрационного проекта.

Что дальше?

Прежде всего необходимо демонтировать массивные металлические леса, установленные еще до пожара для реставрации шпиля. Это трудная и опасная задача, поскольку конструкции сильно пострадали в огне. После их снятия построят новую временную крышу, которая прослужит до окончания реставрации.  

Будет установлена защита сидений на хорах. Наконец, под сводами разместят деревянную платформу, чтобы провести оценку их устойчивости и решить, что делать дальше: реконструировать или заменять. Этот этап планируют завершить к лету 2020 года.

На данный момент все работы ведутся под руководством главного архитектора Нотр-Дама. Он координирует деятельность специализированных строительных фирм, часть из которых была приглашена специально на этот проект, а часть в срочном порядке перевели с других объектов. Это временная схема, действующая до тех пор, пока не начнет работу новое ведомство, учрежденное парламентом Франции в июле 2019 года. Оно будет отвечать за все аспекты восстановления собора.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+