Третьяковка собрала большую персональную выставку Константина Истомина

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает

Константин Истомин. «Читающая женщина». 1931. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. «Читающая женщина». 1931.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Надо признать, что с ролью Константина Истомина (1887–1942) в истории нашего искусства связан определенный парадокс. Его имя никогда не вымарывали из официальных хроник, произведения не оказывались под запретом, заслуги признавались — но главным образом педагогические. Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает. Для большинства зрителей Истомин — автор одной картины, «Вузовок» из постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Константин Истомин. «Московский переулок». 1926. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. «Московский переулок». 1926.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Ликвидировать досадный пробел позволяет персональная выставка в Инженерном корпусе. Здесь собрано около сотни произведений, живописных и графических, в диапазоне от 1910-х до начала ­1940-х годов. И это лишь меньшая часть наследия художника, которое сохранил до лучших времен его верный ученик и соратник Леонид Казенин (1897–1965). Дело в том, что, несмотря на свой достаточно весомый статус, Истомин (одно время даже занимавший должность проректора Вхутемаса) много работал, что называется, в стол, то есть без особых надежд на госзакупки и выставочные комиссии. И все потому, что у него не складывался роман с соцреализмом. 

Константин Истомин. «Вид из окна». Конец 1920-х - начало 1930-х гг. Фото: Собрание Инны Баженовой
Константин Истомин. «Вид из окна». Конец 1920-х - начало 1930-х гг.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Несколько лет Истомин писал картину «Восстание румынских крестьян», создал множество эскизов, но так и не окончил свое эпохальное полотно. Сам он впоследствии объяснял это «резким поворотом от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Похоже, в этом и заключался подлинный дар Истомина — стать певцом камерности, лирической интимности в противовес громкому пафосу хроникера первых пятилеток. 

Константин Истомин. «В комнате» («У окна»). 1928. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. «В комнате» («У окна»). 1928.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Многие истоминские «тихие сюжеты» помещены в интерьер его комнаты с большим окном — вспомнить хоть тех же «Вузовок». Любил Истомин лирические эксперименты и в пейзажном жанре, что тоже не приветствовалось в 1930-е годы. За всем этим стояло, конечно, внутреннее сопротивление художника официальному диктату советской власти, которую Истомин поначалу поддерживал. Но не смог, а может, сознательно не захотел стать глашатаем чуждых ему художественных установок. 

К участию в выставке Третьяковская галерея привлекла всех, кто готов был предоставить свои работы Истомина: Русский музей, художественные музеи Курска, Саратова и Твери, московскую галерею «Ковчег» и ряд частных коллекционеров. 

Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Цвет в окне
2 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+