18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Третьяковка собрала большую персональную выставку Константина Истомина

№77
Материал из газеты

Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает

Надо признать, что с ролью Константина Истомина (1887–1942) в истории нашего искусства связан определенный парадокс. Его имя никогда не вымарывали из официальных хроник, произведения не оказывались под запретом, заслуги признавались — но главным образом педагогические. Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает. Для большинства зрителей Истомин — автор одной картины, «Вузовок» из постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Ликвидировать досадный пробел позволяет персональная выставка в Инженерном корпусе. Здесь собрано около сотни произведений, живописных и графических, в диапазоне от 1910-х до начала ­1940-х годов. И это лишь меньшая часть наследия художника, которое сохранил до лучших времен его верный ученик и соратник Леонид Казенин (1897–1965). Дело в том, что, несмотря на свой достаточно весомый статус, Истомин (одно время даже занимавший должность проректора Вхутемаса) много работал, что называется, в стол, то есть без особых надежд на госзакупки и выставочные комиссии. И все потому, что у него не складывался роман с соцреализмом. 

Несколько лет Истомин писал картину «Восстание румынских крестьян», создал множество эскизов, но так и не окончил свое эпохальное полотно. Сам он впоследствии объяснял это «резким поворотом от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Похоже, в этом и заключался подлинный дар Истомина — стать певцом камерности, лирической интимности в противовес громкому пафосу хроникера первых пятилеток. 

Многие истоминские «тихие сюжеты» помещены в интерьер его комнаты с большим окном — вспомнить хоть тех же «Вузовок». Любил Истомин лирические эксперименты и в пейзажном жанре, что тоже не приветствовалось в 1930-е годы. За всем этим стояло, конечно, внутреннее сопротивление художника официальному диктату советской власти, которую Истомин поначалу поддерживал. Но не смог, а может, сознательно не захотел стать глашатаем чуждых ему художественных установок. 

К участию в выставке Третьяковская галерея привлекла всех, кто готов был предоставить свои работы Истомина: Русский музей, художественные музеи Курска, Саратова и Твери, московскую галерею «Ковчег» и ряд частных коллекционеров. 

Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Цвет в окне
2 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+