18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Третьяковка собрала большую персональную выставку Константина Истомина

№77
Материал из газеты

Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает

Надо признать, что с ролью Константина Истомина (1887–1942) в истории нашего искусства связан определенный парадокс. Его имя никогда не вымарывали из официальных хроник, произведения не оказывались под запретом, заслуги признавались — но главным образом педагогические. Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает. Для большинства зрителей Истомин — автор одной картины, «Вузовок» из постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Ликвидировать досадный пробел позволяет персональная выставка в Инженерном корпусе. Здесь собрано около сотни произведений, живописных и графических, в диапазоне от 1910-х до начала ­1940-х годов. И это лишь меньшая часть наследия художника, которое сохранил до лучших времен его верный ученик и соратник Леонид Казенин (1897–1965). Дело в том, что, несмотря на свой достаточно весомый статус, Истомин (одно время даже занимавший должность проректора Вхутемаса) много работал, что называется, в стол, то есть без особых надежд на госзакупки и выставочные комиссии. И все потому, что у него не складывался роман с соцреализмом. 

Несколько лет Истомин писал картину «Восстание румынских крестьян», создал множество эскизов, но так и не окончил свое эпохальное полотно. Сам он впоследствии объяснял это «резким поворотом от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Похоже, в этом и заключался подлинный дар Истомина — стать певцом камерности, лирической интимности в противовес громкому пафосу хроникера первых пятилеток. 

Многие истоминские «тихие сюжеты» помещены в интерьер его комнаты с большим окном — вспомнить хоть тех же «Вузовок». Любил Истомин лирические эксперименты и в пейзажном жанре, что тоже не приветствовалось в 1930-е годы. За всем этим стояло, конечно, внутреннее сопротивление художника официальному диктату советской власти, которую Истомин поначалу поддерживал. Но не смог, а может, сознательно не захотел стать глашатаем чуждых ему художественных установок. 

К участию в выставке Третьяковская галерея привлекла всех, кто готов был предоставить свои работы Истомина: Русский музей, художественные музеи Курска, Саратова и Твери, московскую галерею «Ковчег» и ряд частных коллекционеров. 

Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Цвет в окне
2 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+