18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Швейцарское современное искусство в Москве, выставка, посвященная зарождению шедевра в Третьяковской галерее, ретроспектива классика литовской фотографии в Центре фотографии им. братьев Люмьер.

Выставка «Kulturprozent. Современное швейцарское искусство» в Государственном центре современного искусства в рамках ежегодного Фестиваля коллекций современного искусства представляет работы самых известных за пределами Швейцарии художников разных поколений. Все экспонаты — из Музея современного искусства «Мигрос» в Цюрихе, основанного в 1990-е на базе частного собрания основателя крупнейшей швейцарской компании-ретейлера Готлиба Дуттвайлера. Из всемирно известных имен на московской выставке — творческий дуэт Петера Фишли и Давида Вайса с остроумными фотокартинами из еды и разных самых обычных бытовых предметов, не менее звездный Урс Фишер со своей ранней инсталляцией «Лестница», Хайди Бухер с сюрреалистичным видео 1970-х из движущихся объектов. Молодое поколение представлено Валентином Карроном с его масштабной инсталляцией, ставшей одной из самых популярных на Венецианской биеннале в 2013-м, Стефаном Бургером с видео «Абстракция и мимикрия». И это далеко не все, что зрителя удивит, заинтригует или даже просто рассмешит на этой выставке. Чего стоит хотя бы ироничный сюжет Кристофа Бюхеля с Джорджем Бушем-младшим, ведущим экскурсию по своему кабинету в Белом доме!

На выставке «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина» Третьяковка демонстрирует около 200 эскизов, этюдов и набросков русских мастеров XVIII — начала ХХ века, дающих зрителю редкую возможность проникнуть в творческую лабораторию классиков и проследить, как зарождалось и затем воплотилось то или иное произведение. Это извлеченные из музейных запасников подготовительные рисунки и эскизы к «Последнему дню Помпеи» Карла Брюллова, «Боярыне Морозовой» Василия Сурикова, «Демону поверженному» Михаила Врубеля, «Явлению Христа народу» Александра Иванова и другим знакомым всем с детства картинам. При этом, если одни наброски с натуры и представляют, скорее, этнографический интерес (как, например, туркестанская серия Василия Верещагина или египетские акварели Константина Маковского), то большинство все же завершенностью замысла и виртуозностью исполнения не уступают ничем самим картинам. Это, в частности, наброски Николая Ге и Ильи Репина, этюды Валентина Серова и Виктора Борисова-Мусатова.

Центр фотографии им. братьев Люмьер продолжает знакомить московского зрителя с литовской фотографией, давно считающейся мировой классикой. На этот раз она представлена 70 авторскими отпечатками одного из патриархов — Ромуальдаса Пожерскиса, начавшего свой творческий путь в 1970-х. С того времени фотограф определился и с темой, ни разу не изменив ей до сегодняшнего дня. Его фотографии далеки от политики — они о жизни самых обычных людей со своими маленькими заботами и переживаниями. Однако все не так просто. Работая большими сериями, такими как «Сельские праздники» (1974–1994), посвященной литовской деревне, «Последний приют» (1983–1990) о доме престарелых или «Победы и поражения» (1974–1976) на спортивную тему, Пожерскис каждый раз создает пронзительно поэтичную и одновременно возвышенную сагу о Человеке.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+