18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее

Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев

Выставка «„Русский Йорданс“. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», где впервые представлены практически все работы художника и его мастерской из музеев страны, открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Основную лепту в экспозицию внесли сам Пушкинский музей и Эрмитаж, где эта выставка прошла весной. В Москве показывают на одну работу меньше: «Бобовый король» остался в Петербурге из соображений сохранности. Также на выставке можно увидеть картины из собраний региональных музеев, до того мало известные не только широкой публике, но и специалистам.

Из Екатеринбургского музея изобразительных искусств приехало полотно «Мелеагр и Аталанта». Прежде его считали репликой картины 1618 года из Антверпена, но при реставрации и подготовке к выставке в 2013 году на нем нашли автограф и переатрибутировали как оригинал работы Йорданса — и даже, возможно, ее первый вариант. Это полотно было передано из Эрмитажа в Екатеринбург в 1949 году. Из Нижегородского государственного художественного музея прибыли «Христос и самаритянка», а Пермская государственная художественная галерея предоставила «Пир короля» (реплику «Бобового короля») и «Павла и Варнаву в Листре».

Впервые широкая публика может увидеть полотно «Оплакивание Христа» мастерской Йорданса, которое находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры и не покидало его с 1794 года. Это самая крупная работа на выставке, и, глядя на нее, нетрудно догадаться, что именно из-за внушительности Екатерина Великая предпочла преподнести ее петербургскому храму, где произведение западного автора стало служить в качестве православного молельного образа. Показательный факт: то, что работа создана Йордансом, а не Рубенсом и изображает «Оплакивание Христа», а не «Снятие с креста», было установлено лишь в XXI веке, что вернуло картину в научный оборот. Предыдущие публикации этого изображения можно найти только в дореволюционных путеводителях по лавре.

Всего в двух залах ГМИИ представлено 18 картин кисти Йорданса и его мастерской, а также 31 рисунок.

Вслед за выставкой коллекции Щукина, только что завершившейся в Пушкинском музее, зритель получил возможность взглянуть на иной путь пополнения собраний наших музеев. Большинство представленных работ Йорданса оказались в России уже во второй половине XVIII века как приобретения императрицы Екатерины II. Русские Йордансы происходят из собраний Роберта Уолпола, Пьера Кроза, а также из коллекций Эрнеста Гоцковского и Генриха фон Брюля.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России
17 сентября – 30 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+