18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Паула Регу, Христо, Линдберг и другие на фестивале фильмов об искусстве The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL

№76
Материал из газеты

Третий фестиваль фильмов об искусстве TANR FF пройдет 9-15 сентября в «Гараже», Третьяковке, Центре документального кино, Мультимедиа Арт Музее и кинотеатре «Пионер». О лентах этого года рассказывает программный директор фестиваля Марина Торопыгина

«Это не Берлин»

Режиссер Хари Сама
2019, Мексика
Художественный, 115 мин

Ностальгическая история двух 17-летних юношей из хороших семей, начинающих знакомство со взрослой жизнью в Мехико конца 1980-х годов. Трогательная дружба и первая любовь, соблазн наркотиков и панк-рок, ночные клубы и опыт авангардного искусства — что еще нужно режиссеру, чтобы достойно вспомнить молодость?

Режиссер Хари Сама создает образ 1980-х в своем фильме «Это не Берлин», возвращаясь на родину, подобно Альфонсо Куарону в фильме «Рома». Действие игрового фильма Самы происходит в Мехико 1986 года, принимающем чемпионат мира по футболу. Ностальгирующий взгляд режиссера воспроизводит на экране не только близких людей и воспоминания о первой любви, но и образы авангардного, протестного искусства того времени. 


«Христо. Идущий по воде»

Режиссер Андрей Паунов
2018, Италия, Германия, ОАЭ, США
Документальный, 105 мин

Хроника строительства «Плавучего пирса» — огромной инсталляции Христо. Работа была задумана им за несколько лет до того совместно с женой, Жанной-Клод Дена де Гийебон, но осуществлена уже после ее смерти. Процесс создания монументальных, но таких недолговечных произведений Христо (пирс просуществовал на озере Изео с 18 июня по 3 июля 2016 года) не менее интересен, чем сами объекты.

Произведения Христо невозможно поместить в музей. Более того, они уже не существуют как материальные объекты, остались лишь воспоминания и репродукции. Это сочетание монументальности и мимолетности делает его авторский стиль уникальным, ведь попытка завернуть что-либо теперь неизбежно будет выглядеть как эпигонство. Оборачивая Рейхстаг в Берлине или Новый мост в Париже, Христо дарит зрителю иной взгляд на привычные объекты и их взаимодействие с окружающим пространством.


«Эмодзи. Язык картинок»

Режиссеры Йен Чейни, Марта Шейн
2019, США
Документальный, 81 мин

Создатели фильма исследуют микромир современной визуальной культуры, приглашая поразмышлять о том, какую роль в повседневной коммуникации играют эти маленькие картинки, знакомые каждому, у кого есть смартфон. Они похожи на детские рисунки, ведут свою родословную от египетских иероглифов и почти справились с задачей создания универсального языка общения, о котором мечтали изобретатели эсперанто.

Маленькие смешные картинки, напоминающие детские рисунки, стали своеобразным символом времени: экранная культура в ХХ веке потеснила книжную. В 1994 году японский художник Сигэтака Курита придумал эмодзи, а недавно его работы приобрел Музей современного искусства (МoМА) в Нью-Йорке. Эмодзи используют все: это быстро, удобно и весело. С их помощью можно признаваться в любви и пересказывать оперные либретто. Сам художник говорит, что ему больше нравятся картинки, которые транслируют положительные эмоции, а самый любимый его эмодзи — сердечко. На вопрос, считать ли эмодзи искусством, заслуживающим места в музее, кураторы МoМА отвечают, что всего 100 лет назад такие же сомнения были по поводу работ Пикассо или Шагала.


«Жестокие сказки Паулы Регу»

Режиссер Ник Уиллинг
2017, Великобритания
Документальный, 92 мин

Ник Уиллинг — режиссер, сценарист и продюсер, известный фильмами в жанре фэнтези. Знаменитая английская художница португальского происхождения Паула Регу (р. 1935) — его мать, и в документальном фильме сына она впервые откровенно рассказывает о семье, отношениях с мужем, жизни в стране во времена диктатуры, преодолении депрессий и борьбе с мизогинией современного мира искусства.

Паула Регу, звезда британского искусства родом из Португалии, рассказывает свои истории перед камерой собственному сыну, причем о некоторых событиях из жизни матери он узнает впервые. О своих отношениях с мужем Виктором Уиллингом, изменах и расставаниях, о том, как она позировала Уиллингу обнаженной и он постоянно отвлекался во время сеанса, Паула говорит спокойно, с легкой улыбкой глядя на зрителя, словно проверяя, какой эффект производят ее слова. Возможно, потому, что дорогие воспоминания не требуют теперь больших эмоций. Или потому, что подлинной страстью в жизни обоих художников всегда оставалась работа. В которой, как признается разменявшая девятый десяток Регу, всегда есть место эротике. «Да-да», — кивает она в ответ на удивленный взгляд сына. Ведь творчество — это каждый раз процесс рождения чего-то нового


«Неудержимый Шон Скалли и искусство всего»

Режиссер Ник Уиллинг
2019, Великобритания
Документальный, 84 мин

Ник Уиллинг совершает кругосветное путешествие с Шоном Скалли — одним из самых дорогих современных художников, получившим признание за пределами Великобритании, но не очень популярным у себя на родине. За год 73-летний мастер открыл 15 собственных выставок в крупнейших музеях мира, от Мехико до Санкт-Петербурга, а финалом этого марафона стал вернисаж в Национальной галерее в Лондоне.

Творческий путь Шона Скалли — почти образцовый вариант героического байопика. Его трудное детство началось в бедном районе Дублина, юность связана с уличными бандами Лондона, но сейчас он — один из самых дорогих и известных художников. Его жизнь круто изменило знакомство с картинами Винсента ван Гога. Увидев их, он понял, чем хочет заниматься. Скалли не скрывает, что всегда стремился к славе: «Когда-то я хотел быть таким знаменитым, как Боно. Но теперь я знаменит, как я сам». Шон Скалли — образец бойцовского характера: процесс создания картины у него похож на корриду, где художник выступает то в роли тореадора, то в образе быка. Пережив период неудач и трагические утраты, художник прекрасно осознает свое место не только на современном арт-рынке, но и в истории искусства. Сравнивая себя с любимым ван Гогом, Шон Скалли говорит, что никогда не сможет достичь таких высот, где цена успеха — не только и не столько мастерство, сколько самопожертвование, на которое он пока не считает себя способным.


«Бунюэль в лабиринте черепах»

Режиссер Сальвадор Симо
2018, Испания, Нидерланды, Германия
Анимационный, 80 мин

Фильм, основанный на реальных событиях. После скандального успеха «Андалузского пса» и запрета «Золотого века» Луис Бунюэль уезжает из Парижа и снимает на родине документальный фильм «Земля без хлеба» о жизни крестьян в беднейшем районе горной Испании. Кадры из этого фильма используются в анимационной истории в качестве цитат, что производит вполне сюрреалистическое впечатление.

Взгляд Луиса Бунюэля всегда был способен увидеть странное и пугающее в привычных, на первый взгляд, вещах и событиях. Вместе с Сальвадором Дали они шокировали публику на первом показе «Андалузского пса», его следующий фильм, «Золотой век», был запрещен к показу. Бунюэль провоцировал зрителя, заставляя включать воображение. Одним из самых интригующих его объектов остается маленькая шкатулка, которую открывает перед Катрин Денев посетитель борделя в фильме «Дневная красавица». Даже тяжелая жизнь беднейших деревень горной Испании показана не столько с социальным пафосом, сколько с удивленной, но от этого не менее горькой интонацией абсурда. Анимационная история о съемках этого фильма сделана по мотивам книги комиксов, и в ее изобразительном решении ощущается влияние стилистики Бунюэля.


«Архитектура бесконечности»

Режиссер Кристоф Шауб
2018, Швейцария
Документальный, 86 мин

Фильм о том, как человек взаимодействует с современной архитектурой. Медитативный аудиовизуальный этюд о роли света, звука, пространства и времени, которым режиссер делится со зрителем, комментируют архитекторы Петер Цумтор, Алвару Сиза Виейра и Петер Меркли, художники Джеймс Таррелл и Кристина Иглесиас, а также барабанщик Джоджо Майер.

Оформление пространства и наделение его смыслом и есть цель архитектуры, будь то жилое помещение или вокзал, театр или супермаркет. «Мы берем небольшой кусок окружающего нас бесконечного пространства, ограничиваем, обрамляем, закрываем его — так была построена первая хижина, — говорит архитектор Петер Цумтор, — и так начался наш опыт взаимодействия с пространством». Особый случай — сакральное пространство, которое, помимо чувства защищенности, передает медитативное ощущение трансцендентности. Об этом — фильм «Архитектура бесконечности», получивший приз зрительских симпатий на фестивале швейцарского кино в Золотурне.


«Питер Линдберг. Женские истории»

Режиссер Жан-Мишель Веккье 
2019, Германия
Документальный, 113 мин

Портрет одного из самых звездных фотографов ХХ века — от военного детства до гламурных вершин мира моды и рекламы. Именно благодаря Питеру Линдбергу, определившему новый взгляд на женскую красоту, сложились карьеры таких легендарных топ-моделей, как Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл. Но есть в фильме и другие истории о женщинах в жизни Линдберга.

Формообразующей энергией обладает и взгляд через объектив фотоаппарата. Питер Линдберг силой своего воображения открыл для зрителя красоту супермоделей 1990-х, предъявив на снимках не просто красивых женщин, а символы эпохи. Прежде чем увлечься фотографией, маэстро думал о карьере художника. В начале 1970-х Линдберг поступил в Берлинскую академию изящных искусств и выставлял в галереях вдохновленные Джозефом Кошутом концептуальные работы.


«Сначала кино». Анимационные короткометражки студентов ВГИКа

Режиссеры Наталья Абрамова, Анна Амосова, Никита Белоус, Софья Воронцова, Вера Вьюгина, Ангелина Гильдерман, Алексей Демин, Анна Догаева, Валентин Тютерев, Анастасия Чикерлан 
2019, Россия
Анимационный, 49 мин

Уникальная возможность увидеть будущих мастеров отечественной анимации в начале творческого пути. Третьекурсники ВГИКа выбирают каждый собственную историю и стиль, но словно невидимая нить связывает их фильмы — это то, чему они научились у своего мастера Алексея Демина.

Вопрос о влияниях остается одним из самых интересных в истории искусства. Студенты третьего курса ВГИКа из мастерской Алексея Демина представят свои анимационные работы на открытом мастер-классе и расскажут, кто придумывает сюжеты и истории, сколько времени нужно, чтобы создать четырехминутный фильм, и какое влияние оказало на них творчество их мастера.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
4
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+