18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Пятьдесят фотовыставок к 50-летию фестиваля в Арле

№76
Материал из газеты

Юбилейные «Встречи в Арле» выстроены вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ»

Фестиваль Les Rencontres d’Arles, впервые состоявшийся в 1970 году, по словам его директора с 2014 года Сэма Стурдзе, «заложил основу восприятия фотографии как вида искусства, который можно экспонировать». «Это было время, когда фотографию выставляли редко, и благодаря нашему фестивалю такие выставки стали столь популярными», — рассказывает он. Полвека спустя Стурдзе и его команда придумали очень амбициозный проект. В рамках Les Rencontres d’Arles, привычно занимающего видное место на улицах древнего города на юге Франции, проходят «50 выставок в честь 50-летия». При этом организаторы решили не фокусироваться на истории одного из главных в мире фестивалей фотографии, а посвятить большую часть программы молодым фотохудожникам. «Арль всегда стремился открывать новые имена и исследовать актуальные вопросы», — говорит Стурдзе.

В нынешнем году фестиваль выстроен вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ». На выставке представлены фотографы — и известные, и начинающие, запечатлевшие, как замечает директор, «мир в смятении и собственную повседневную жизнь, которая превращается в своего рода акт сопротивления установившемуся миропорядку — в контркультуру». 

Центральная выставка в разделе «Мое тело — оружие» представляет в церкви Святой Анны чешского фотографа Либуше Ярцовьякову, которую Стурдзе называет «Нан Голдин коммунистической Чехословакии». Ее выставка Evokativ — это летопись андерграундной, маргинализированной Праги в эпоху социализма. Ярцовьякова делала эти фотографии с 1970 по 1989 год, начав, когда еще была подростком. Она училась в пражской киношколе FAMU, однако ее оригинальный стиль резко отличался от эстетики аскетической чехословацкой документалистики того времени. «Ее не пугало несовершенство. Она фиксировала окружавшую ее реальность, людей и свою реакцию в неприкрашенном виде», — пишет Черна в каталоге фестиваля. Работы Ярцовьяковой практически никогда не экспонировались за пределами ее родины. 

Еще одно событие — групповая выставка испанских фотографов Альберто Гарсии-Аликса, Оуки Лееле, Пабло Переса-Мингеса и Мигеля Трильо, воспевавших трансгрессию (феномен перехода границы между возможным и невозможным) в постфранкистской Испании, вылившуюся в 1980-е в уличное движение в Мадриде, известное под названием «мовида» и воспетое в ранних фильмах Педро Альмодовара.

В исторической перспективе фотография обладает способностью противостоять авторитаризму, но и в современности есть подобные примеры, им посвящен раздел «На краю». Ретроспектива французского фотографа Филиппа Шанселя Datazone в церкви Братьев-проповедников объединила семь фотосерий, рассказывающих о мировом экологическом кризисе в последние полтора десятилетия. 

В центре же внимания групповой выставки современной фотографии «Стены власти: рукотворные барьеры Европы» — 28 новых материальных преград, разделяющих народы и регионы. «Сегодня многие фотографы используют камеру как мощное оружие, — считает Стурдзе. — У них не обязательно есть готовые решения, но очень важно увидеть вещи их глазами».

Фестиваль фотографии 
«Встречи в Арле»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+