18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Избранному верить

№76
Материал из газеты

Издание «Российская архитектура. Новейшая эра» включает лучшее и важнейшее за последнее 30-летие

Сборник этот анонсирован как популярное издание. Хотя кажется, что книга, составленная по инициативе и при содействии архитектурных организаций, выпущенная тиражом в 1 тыс. экземпляров и распространяемая среди профессионального сообщества, ему и предназначена. Однако она доступна каждому, пожелавшему узнать, какие события кажутся архитекторам важными, какие постройки они считают лучшими (отбор опирался на оценки профессионалов).

Книга — часть проекта, придуманного архитекторами Андреем и Никитой Асадовыми. Их первое печатное произведение неоригинально по дизайну и до обидного слабо иллюстративно. В основном объекты представлены небольшими, плохо отпечатанными фотографиями. Зато здесь есть полемичность, живое слово — отчего приходит ощущение если не полной объективности, то попытки ее найти.

В плане книга проста: материал разбит на три раздела по десятилетиям, внутри каждого — по годам. Эти периоды охарактеризованы несколькими архитекторами. Первый, 1989–1999 годов, Евгений Асс считает самым успешным: тогда «выстраивались идеи независимой архитектуры». Потом началось, как признается Александр Скокан, «время больших разочарований»: надежды на независимость таяли. Но Сергей Скуратов и Антон Надточий уверены, что в 2000-е строительный бум дал возможность много работать и лучшие проекты были реализованы именно тогда. Что до периода 2010–2019 годов, то здесь в комментариях оптимизма нет. «Надо, чтобы архитектор перестал быть злодеем в глазах общества» (Николай Лызлов). «Архитекторы действительно делают много плохого» (Асс). «Строительство жилья сегодня — это не архитектура, а бизнес. Много строится, но не покупается» (Скокан). Периодом побед наше время считает только главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Впрочем, сборник не о муках архитекторов, а об их достижениях. 

Коротких статей в нем более 500, они посвящены проектам и важным для профессии событиям: изданиям, выставкам, конкурсам, общественным протестам. Тексты написаны внятно, порой остроумно, с легкими намеками на нелегкие обстоятельства. Замечательны и реплики авторов по поводу своих построек.

Рядом с большими проектами: реконструкцией Генерального штаба для Эрмитажа («Студия 44» во главе с Никитой Явейном), Музея современного искусства «Гараж» (бюро Рема Колхаса OMA), Садового кольца в Москве (КБ «Стрелка» и др.), созданием парка «Зарядье» (Diller Scofidio + Renfro и др.), строительством башни «Федерация» (Speech, Сергей Чобан и Петер Швегер), — в сборнике присутствуют и арт-объекты в деревне Никола-Ленивец, и ностальгически сентиментальные вещи Александра Бродского. Похоже, свободное архитектурное творчество возможно только в мелочах и за копейки.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+