Совместную выставку Трейси Эмин и Эдварда Мунка покажут в Осло и Лондоне

Первой площадкой станет новое здание Музея Мунка в Осло, возле которого установят гигантскую скульптуру Эмин «Мать», затем выставка переедет в лондонскую Королевскую академию художеств

Трейси Эмин с моделью скульптуры «Мать». Фото: The Agency for Cultural Affairs, City of Oslo
Трейси Эмин с моделью скульптуры «Мать».
Фото: The Agency for Cultural Affairs, City of Oslo

Выставкой, объединяющей произведения Трейси Эмин и Эдварда Мунка, следующей весной откроется новое здание Музея Мунка в Осло, а в ноябре 2020 года экспозиция переедет в Королевскую академию художеств в Лондоне.

Эмин, одна из «Молодых британских художников», признается, что не могла даже представить себе, что когда-нибудь ее выставка пройдет в Королевской академии художеств. «И уж тем более в жизни бы не поверила, — говорит художница, — что мне посчастливится выставляться вместе с моим героем Мунком!»

Подробности подготовки выставки пока не разглашаются, однако ожидается, что она будет построена на параллелях между творчеством Эмин и Мунка, сумевших достичь большого мастерства в выражении различных состояний человека, часто мучительных и тревожных. По словам Трейси Эмин, она влюбилась в творчество Мунка благодаря «Ревности» — картине, в основу которой легли его личные переживания. «Я тогда подумала, что для мужчины начала ХХ века сделать подобную вещь — это одновременно невероятно откровенный, саморазоблачительный и дерзкий шаг», — рассказывала она несколько лет назад в интервью газете Independent. 

Если Эмин будет отбирать произведения Мунка, которые войдут в экспозицию, как было в 2015 году для выставки Эгона Шиле в венском Музее Леопольда, то выбор у нее будет обширный. В коллекции Музея Мунка 45 тыс. единиц хранения, переданных городу Осло согласно завещанию художника после его смерти в 1944 году, в числе которых 1,1 тыс. картин, 6,8 тыс. эскизов и 18,2 тыс. графических работ.

Для Эмин выставка в Королевской академии станет своего рода возвращением домой сразу в нескольких смыслах. Ее приняли в академики в 2007 году, а с 2011 по 2013 год она преподавала рисунок в школе при академии. Здесь же она впервые громко заявила о себе инсталляцией-палаткой «Все, с кем я спала. 1963–1995» (1995) на резонансной выставке Чарльза Саатчи «Сенсация», благодаря которой публика запомнила имена многих из «Молодых британских художников».

Отойдя от провокационности своего раннего творчества, в последние годы Эмин в основном занималась живописью, а в самое последнее время создавала скульптуры из бронзы, одну из которых в сентябре 2020 года установят около Музея Мунка на Музейном острове. Монументальную скульптуру «Мать», изображающую стоящую на коленях женщину, выбрали по итогам конкурса из шести работ разных художников, в числе которых были Олафур Элиассон и Рагнар Кьяртанссон. 

Эмин называет совместную с Мунком выставку мечтой и говорит: «Все, о чем я только могла мечтать как художница, сбывается. Это невероятно. И отчасти это происходит благодаря тому, что я делаю то, что по-настоящему люблю, а не то, что другие считают правильным. Думаю, именно поэтому я выиграла конкурс с „Матерью“».

Новая экспозиционная программа Музея Мунка сосредоточена на параллелях между творчеством Мунка и других художников, исследовавших в своем искусстве схожие темы. В их числе Винсент ван Гог, Джаспер Джонс, Роберт Мэпплторп, Марлен Дюма. Новое здание институции должно открыться в мае следующего года в Бьорвике, прибрежном районе в центре Осло, где также находится Оперный театр, построенный по проекту архитектурного бюро Snøhetta. Здесь же в будущем году откроется Государственная библиотека с концептуальной работой «Библиотека будущего. 2014–2114» еще одной британской художницы, Кэти Патерсон.

Предыдущая выставка Эмин в Лондоне состоялась в 2011 году в Hayward Gallery. Это была большая ретроспектива, в которую, однако, не вошли две самые знаменитые работы художницы: палатка (она сгорела в 2004 году во время пожара на складе Momart) и «Моя постель» (1998). Сейчас ее работы можно увидеть на выставке в Орсе в Париже, где они представлены рядом с редко экспонируемыми рисунками из коллекции музея, которые отобрала сама Эмин (до 29 сентября).

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+