18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Классический выбор гения вкуса

№75
Материал из газеты

Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи

Тверского помещика Николая Львова (1753–1803) можно по праву причислить к звездам века Просвещения. Он строил готический Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи. Он писал либретто комических опер, переводил труды Андреа Палладио и публиковал древнерусские летописи. Он был академиком, дружил с лучшими поэтами-современниками, изучал пиростатику и землебитное дело. Человек эпохи Просвещения не мог быть домоседом, и дипкурьер Львов посетил Лондон, Париж и Мадрид в 1776–1777 годах, а позднее итальянские города и Вену.

Об итальянском путешествии рассказывают его путевые заметки, обнаруженные в начале ХХ века в собрании библиофила Николая Синягина. К сожалению, сохранилась только тетрадь второй половины путешествия с маршрутом Ливорно (база русского флота) — Пиза — Флоренция — Болонья — Венеция — Вена. В утраченной части Львов точно писал о Риме и Неаполе, быть может, и о других городах. Заметки его лапидарны и сделаны для себя — к примеру, описание Венеции поместилось на одном листе с оборотом. Но автора не следует попрекать верхоглядством! Он зарисовал свежие следы землетрясения на Арно, с моря писал остров Сан-Джорджо в лагуне и вид на Пирано в Истрии, оставил точный рисунок Пизанской башни с расчетом наклона.

Итальянский дневник не является заметками обычного путешественника: Львов должен был изучить итальянский художественный рынок по поручению князя Александра Безбородко — для пополнения русских собраний. Поэтому целью в Ливорно являлась коллекция английского консула и негоцианта Джона Удни, и тут уже автор пускался в подробности: «Физиономии и вообще все головы в „Данае“ свидетельствуют больше, нежели тела (кроме большого купидона, хорошо писанного), что они Корреджиевы. Картины сии были перевезены в Швецию, иные проломлены, иные обрезаны. Королева Кристина привезла их с собою в Рим, где они вычинены и потом по смерти ее проданы, большая часть лучших картин, особенно Корреджо, галерее герцога Шартрского».

Описания собраний искусства позволяют разобраться во вкусах классициста Львова и его русского круга. Микеланджело и Леонардо подчас казались Львову не совсем понятными, Боттичелли и Караваджо он не упоминает вовсе. Львов восхищался названным уже Корреджо — «живописцем приятным, разумным, верным и истинным». Другим фаворитом был Андреа дель Сарто — его Львов ставил выше Рафаэля, у которого ценил поздние работы («тучные и теплые краски, круглые черты, живность и смелый рисунок, ученость анатомии, а более всего неподражаемые физиономии»). Тициан привлекателен был как певец женской красоты, а вот другой дамский угодник, Рубенс, не пользовался львовской благосклонностью: «Генрих IV и его фламандская Габриэль, сделанная неестественной, хорошей композиции, как обыкновенно, но рисунок вялый и позиции принужденные». Тинторетто настораживал колористикой, а Клода Лоррена Львов укорял в неудачной фигуративности. В заметке о картине, приписанной Перуджино, Львов оригинально сопоставляет итальянское Возрождение со школой Симона Ушакова: «Постоянный любитель одной физиономии, которую давал он и Христу, и Богоматери, и девкам (сия самая физиономия служила почти всем старым у нас живописцам примером лица Христова), вдруг изменил своей привычке, изобразил издыхающую Медузину голову, прекрасную, прегнусную, гадкую, мыши по ней ползают, мыши над ней летают».

Львов умел быстрым росчерком пера соединить искусство с жизнью в неразрывное целое: «Стоящий на коленях добрый покойный католик сделал алтарь сей по обещанию в соборную в Милане церковь святому Борромею, если он освободит его от болезни; но как сей Борромей, видно, был или худой доктор, или худой ко Христу ходатай, или бессребреник, не хотящий злата, то Козимо 2-й умер, а сын его после смерти отца не хотел уже отдать золотой алтарь святому Борромею, который его не заслужил. Не бесполезно жить на свете с уговорцем».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+