18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музеи теперь не те, что прежде

Международный совет музеев (ИКОМ) представил альтернативное определение понятия «музей». Согласно ему, хранить и демонстрировать наследие, чтобы считаться музеем, — недостаточно

Если новое определение, которое ИКОМ будет обсуждать в сентябре на Генеральной ассамблее в Киото, будет принято, то, чтобы считаться музеем, нужно будет не только хранить наследие, но и как минимум быть инклюзивным, работать с различными сообществами и думать не только о прошлом, но и о будущем. Полностью новое определение музея в вольном переводе (официального не существует) звучит так:

«Музеи — это демократизирующие, инклюзивные и полифонические пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего. Отвечая на текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и предметы искусства, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают равные права и равный доступ к культурному наследию для всех людей.

Музеи существуют не ради прибыли. Их деятельность основана на принципах партиципации и прозрачности и строится вокруг активного сотрудничества с различными сообществами. Работая во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты, музеи аккумулируют, хранят, изучают, интерпретируют и экспонируют самые разные представления о мире».

Старое определение музея (принятое тоже относительно недавно, в 2007 году) было куда короче. В нем говорилось о том, что музеи — это постоянные некоммерческие институции, которые «служат делу общества» и занимаются «приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения и развлечения».

Вклад в разработку нового определения внесли комитеты ИКОМ из нескольких стран. В частности, Российский комитет ИКОМ провел опрос музейного сообщества и составил рекомендации, которые направил разработчикам нового определения.

Российским музейщикам казались неконкретными словосочетания «служить делу общества», «цели образования и развлечения», «постоянная некоммерческая институция». В их предложениях тоже упоминалось о партисипативных практиках (то есть о том, что музей должен создавать продукты вместе с сообществами, а не только что-то показывать публике), инклюзии и условиях для гражданского диалога. Отдельный пункт российских рекомендаций был посвящен тому, что базовые функции музея — выявление, приобретение, сохранение и демонстрация наследия — не должны стать второстепенными. Вероятно, глядя на новое определение, представители разных музейных школ по-разному оценят, сбылось ли это ожидание или нет.

Как бы то ни было, Российский комитет ИКОМ выпустил заявление, в котором приветствует новое определение, однако выражает «надежду на доработку и более четкую формулировку понятия».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+