18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Музее Прадо возрождается флорентийский Ренессанс

№75
Материал из газеты

Выставка задумана как диалог Фра Анджелико с его современниками

Более 80 произведений из 40 музеев мира на выставке «Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции», — щедрый подарок Прадо, празднующему в этом году свое 200-летие. Среди них — Лувр, Государственный Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Метрополитен-музей. Помимо Фра Анджелико (1395–1455), здесь собраны и другие живописцы и скульпторы, работавшие во Флоренции в 1420–1430-е годы: Брунеллески, Донателло, Гиберти, Филиппо Липпи, Мазолино, Мазаччо, Уччелло. 

«Скульптуру сложно транспортировать, но мы хотели показать Фра Анджелико в контексте искусства его времени, в диалоге с другими художниками», — говорит Карл Брендон Стрелке, куратор выставки и почетный куратор Художественного музея Филадельфии.

Известно, что Фра Анджелико, принявший монашеский сан около 1420 года под именем Фра Джованни, всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком, а в искусстве — верным позднеготическим традициям, унаследованным от своего учителя Лоренцо Монако, как и он, монаха-доминиканца. Еще Джорджо Вазари в «Жизне­описаниях» отдельно отмечал религиозность Фра Анджелико: «Брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись». 

Но Фра Анджелико был не затворником монастыря Сан-Доменико ин Фьезоле, а весьма востребованным во Флоренции художником, получавшим заказы от церкви и местной знати и впитывавшим все новое. И хотя его живопись оставалась по-средневековому утонченной, он усвоил и уроки античности, которой вдохновлялись его коллеги по цеху, а в чем-то даже опередил их, например став первым, кто в религиозной картине уделял важное место пейзажу. Среди приехавших в Прадо такие редко покидающие свои стены работы Фра Анджелико, как «История отцов-пустынников» (Уффици), «18 монахов-доминиканцев» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» из Государственного Эрмитажа 

Центральное место в экспозиции отведено двум картинам музея Прадо. Недавно отреставрированное «Благовещение, или Изгнание из рая» считается первым алтарным образом во Флоренции с использованием перспективы и архитектурного обрамления в ренессансном стиле. «Она была продана монастырем Сан-Доменико во Фьезоле и в качестве дипломатического подарка привезена в Испанию, — рассказывает куратор. — Но затем след картины потерялся до 1861 года, когда директор Прадо, посетив один из монастырей Мадрида, случайно там ее обнаружил». Вторая, «Мадонна с гранатом», недавно подарена музею Фондом друзей Прадо. Завершает выставку «Распятие» (1493–1498) Педро Берругете, работавшего в конце XV века. «Включив его в выставку, нам хотелось показать, какое сильное влияние оказал Фра Анджелико на испанскую живопись, когда появилась инквизиция, насаждавшаяся доминиканцами», — объясняет Стрелке. 

Музей Прадо
Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+