Петербург отдает дань уважения маркизу Кампане

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Коллекция из папского ломбарда объединилась в Эрмитаже

Голова и часть туловища льва. V век до н.э. Фото: Государственный Эрмитаж
Голова и часть туловища льва. V век до н.э.
Фото: Государственный Эрмитаж

Это принципиальный проект для Государственного Эрмитажа. Музей отдает должное одному из своих «прародителей». Имя маркиза Джанпьетро Кампаны ди Кавелли (1808–1880) гораздо меньше на слуху, чем Генриха фон Брюля, Иоганна Гоцковского, Пьера Кроза, Роберта Уолпола, то есть тех, чьи коллекции покупала Екатерина II. В 1861 году благодаря усилиям Степана Гедеонова, специального представителя Александра II по международному культурному сотрудничеству, из бывшего собрания Кампаны в Эрмитаж поступило более 500 античных ваз, 139 бронз, ювелирные изделия, 9 перенесенных на холст фресок на темы «Метаморфоз» Овидия художников школы Рафаэля и 77 мраморных скульптур, в том числе 1000-пудовый римский «Юпитер» конца I века н.э. Именно после этой покупки Эрмитаж стал большим европейским музеем, а Гедеонов был назначен его директором. 

Апулийский кратер. 380–365 гг. до н.э. Фото: Государственный Эрмитаж
Апулийский кратер. 380–365 гг. до н.э.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка подготовлена в тесном сотрудничестве с Лувром, где она прошла в начале года. Так получилось, что два музея оказались держателями основной части собрания Кампаны, которое в лучшие годы насчитывало 12 тыс. произведений искусства — от античных статуй до картин и майолики эпохи Возрождения. Лувру досталось античное золото, собрание древнегреческой керамики и внушительное количество полотен итальянских мастеров XV–XVI веков. 

Судьба маркиза, история его жизни с этической точки зрения — важная часть выставки. Он был главой ссудной кассы Ватикана, или, как ее еще называли, папского ломбарда. Именно Кампана придумал давать деньги под залог произведений искусства. Невозврат кредитов и тогда был делом обычным. Постепенно сложилась уникальная коллекция, которая показывалась публично и называлась музеем Кампаны, поскольку, вероятнее всего, была оформлена на самого маркиза, хотя и считалась собственностью ломбарда Ватикана. Дело в том, что в 1852 году Кампана предлагал ее Николаю I для только что построенного Нового Эрмитажа. Но не сошлись в цене. К 1857 году маркиз окончательно спутал личное и государственное и опустошил казну папского ломбарда из-за своей страсти к искусству. Его осудили на 20 лет тюрьмы. Вскоре, однако, Ватикан сжалился и заменил лишение свободы конфискацией имущества и высылкой из Рима. Гуманные были нравы! Ну а чтобы вернуть деньги ломбарду, коллекцию Кампаны распродали. Лувр и Эрмитаж стали основными приобретателями, некоторые предметы попали в Британский музей и Музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), в музеи других европейских стран и частные собрания.

Афродита и Эрот. Римская копия с греческого оригинала. Фото: Государственный Эрмитаж
Афродита и Эрот. Римская копия с греческого оригинала.
Фото: Государственный Эрмитаж

В Эрмитаже выставлено 400 произведений. Кроме Лувра, в выставке участвуют также римские Капитолийские музеи, музеи Нанта и Авиньона, частные коллекционеры из Италии и Франции. 

Среди самого примечательного из российского музея — уже упомянутый «Юпитер» (который, конечно, никуда из зала, носящего его имя, не двинулся), статуя «Афродита с Эротом», бюст Антиноя и «Царица ваз» — чернолаковая желобчатая гидрия с рельефными изображениями богинь, богов и животных. Из Лувра за античность отвечают фрагмент «Алтаря мира», фреска «Весна» и бюст Ариадны. Глиняный «Саркофаг супругов» был сделан в VI столетии. Фаянсовая тарелка «Похищение Европы» создана урбинским мастером Ксанто Авелли в середине XVI века.  

Государственный Эрмитаж
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
17 июля – 20 октября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+