18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР

№75
Материал из газеты

В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных

Обширная коллекция, вместе со зданием Центрального дома художника находившаяся в собственности у ныне упраздненной Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), после скандалов и решения суда перешла в собственность государства. Теперь Министерство культуры занимается ее распределением по подведомственным музеям. В собрание входит 53 тыс. произведений живописи, скульптуры и других видов искусства, которые начиная с 1940-х годов приобретались Союзом художников СССР. После 1992 года коллекция не пополнялась, а затем вообще пошли распродажи — так в частные руки попали картины Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Юрия Пименова, Владимира Стожарова и других мастеров (например, с аукциона Sotheby’s 2014 года, где за их работы было выручено около £2 млн).

Распределению подлежат все оставшиеся экспонаты. Их художественный уровень различен. Некоторые предметы покупались в конце года, просто чтобы закрыть отчетность. Другие, поступившие с республиканских и всесоюзных выставок, из мастерских видных художников, ныне могут встать в ряд современной классики.

В последние месяцы сотрудники Государственной Третьяковской галереи занимались описью этих произведений, был составлен каталог. Министерство создало специальную комиссию по распределению новообретенного имущества. Этот процесс курирует Музейно-выставочное объединение «РОСИЗО». В комиссию также вошли искусствоведы из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного театрального музея им. А.А.Бахрушина, Российского национального музея музыки и Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля. В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.

Наталия Чечель, замдиректора департамента музеев Министерства культуры, которая курирует в ведомстве вопросы, связанные с Музейным фондом, и возглавляет комиссию по распределению коллекции, рассказала нашему изданию, что Русский музей довольно скромно попросил всего лишь около 200 работ, выбрав их точечно. Третьяковка, впрочем, рассчитывает получить гораздо больше, порядка 2 тыс. — в качестве своего рода компенсации за разбор и описание коллекции. Но самый большой массив экспонатов, более 3 тыс., поедет в Калининградский музей изобразительных искусств, испытывающий большой недостаток в произведениях советской эпохи. По словам Чечель, для каждого музея кураторы подбирают маленькие тематические коллекции. Сами музеи присылают представителей, те изучают электронный каталог и оставляют заявки. Предпочтения самые разные. Например, ульяновский музей хотел получить произведения лауреатов Ленинской премии. Кто-то просит работы местных уроженцев, другие стремятся заполнить хронологические лакуны в экспозиции.

Наталия Чечель рассказывает, что эта работа по распределению оказалась действительно приятной: «Большое счастье, что так много вещей удается передать в регионы. Плохо, когда музеи в крупных городах стоят полупустые из-за отсутствия экспонатов. Например, музей города-миллионника Красноярска — для него мы выделили очень большую коллекцию». 

На фестивале «Интермузей» в начале июня министр культуры РФ Владимир Мединский уже передал первые восемь приказов директорам, распределив более 3 тыс. предметов. Самый крупный из этого числа массив экспонатов — свыше 2 тыс. — получил московский Государственный музей-заповедник «Царицыно». В Белгородский государственный литературный музей передается 650 предметов, в Воронежский областной литературный музей им. И.С.Никитина — 278, в Омский государственный литературный музей им. Ф.М.Достоевского — 62, в Оренбургский областной музей изобразительных искусств — 499, в Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького — 77, в Смоленский государственный музей-заповедник — 221, в Тверской государственный объединенный музей — 191 экспонат. Это была первая порция, следующая будет выделена через месяц. РОСИЗО уже приступило к выдаче счастливчикам их «посылок с подарками». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+