18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР

№75
Материал из газеты

В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных

Обширная коллекция, вместе со зданием Центрального дома художника находившаяся в собственности у ныне упраздненной Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), после скандалов и решения суда перешла в собственность государства. Теперь Министерство культуры занимается ее распределением по подведомственным музеям. В собрание входит 53 тыс. произведений живописи, скульптуры и других видов искусства, которые начиная с 1940-х годов приобретались Союзом художников СССР. После 1992 года коллекция не пополнялась, а затем вообще пошли распродажи — так в частные руки попали картины Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Юрия Пименова, Владимира Стожарова и других мастеров (например, с аукциона Sotheby’s 2014 года, где за их работы было выручено около £2 млн).

Распределению подлежат все оставшиеся экспонаты. Их художественный уровень различен. Некоторые предметы покупались в конце года, просто чтобы закрыть отчетность. Другие, поступившие с республиканских и всесоюзных выставок, из мастерских видных художников, ныне могут встать в ряд современной классики.

В последние месяцы сотрудники Государственной Третьяковской галереи занимались описью этих произведений, был составлен каталог. Министерство создало специальную комиссию по распределению новообретенного имущества. Этот процесс курирует Музейно-выставочное объединение «РОСИЗО». В комиссию также вошли искусствоведы из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного театрального музея им. А.А.Бахрушина, Российского национального музея музыки и Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля. В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.

Наталия Чечель, замдиректора департамента музеев Министерства культуры, которая курирует в ведомстве вопросы, связанные с Музейным фондом, и возглавляет комиссию по распределению коллекции, рассказала нашему изданию, что Русский музей довольно скромно попросил всего лишь около 200 работ, выбрав их точечно. Третьяковка, впрочем, рассчитывает получить гораздо больше, порядка 2 тыс. — в качестве своего рода компенсации за разбор и описание коллекции. Но самый большой массив экспонатов, более 3 тыс., поедет в Калининградский музей изобразительных искусств, испытывающий большой недостаток в произведениях советской эпохи. По словам Чечель, для каждого музея кураторы подбирают маленькие тематические коллекции. Сами музеи присылают представителей, те изучают электронный каталог и оставляют заявки. Предпочтения самые разные. Например, ульяновский музей хотел получить произведения лауреатов Ленинской премии. Кто-то просит работы местных уроженцев, другие стремятся заполнить хронологические лакуны в экспозиции.

Наталия Чечель рассказывает, что эта работа по распределению оказалась действительно приятной: «Большое счастье, что так много вещей удается передать в регионы. Плохо, когда музеи в крупных городах стоят полупустые из-за отсутствия экспонатов. Например, музей города-миллионника Красноярска — для него мы выделили очень большую коллекцию». 

На фестивале «Интермузей» в начале июня министр культуры РФ Владимир Мединский уже передал первые восемь приказов директорам, распределив более 3 тыс. предметов. Самый крупный из этого числа массив экспонатов — свыше 2 тыс. — получил московский Государственный музей-заповедник «Царицыно». В Белгородский государственный литературный музей передается 650 предметов, в Воронежский областной литературный музей им. И.С.Никитина — 278, в Омский государственный литературный музей им. Ф.М.Достоевского — 62, в Оренбургский областной музей изобразительных искусств — 499, в Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького — 77, в Смоленский государственный музей-заповедник — 221, в Тверской государственный объединенный музей — 191 экспонат. Это была первая порция, следующая будет выделена через месяц. РОСИЗО уже приступило к выдаче счастливчикам их «посылок с подарками». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+