18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»

Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них

Георгий Пинхасов. Фото: Наташа Польская
Георгий Пинхасов.
Фото: Наташа Польская

Насколько неожиданным и интересным для тебя было предложение участвовать в Magnum Live Lab/19 в Москве?

Я первый раз участвую в подобном оригинальном проекте — лаборатории Magnum Live Lab/19, открытой для всех желающих, которые могли в режиме реального времени понаблюдать, как куратор Нина Гомиашвили отбирает лучшие фотографии, что снимались в Москве в течение двух недель, а затем печатались и включались в экспозицию, которую можно посмотреть в Музее архитектуры. Что для меня лично в этом проекте было еще важно — это то, что в нем уже изначально заложена тема и определенный бюджет. Дело в том, что я редко участвую в коллективных проектах с заранее заданным форматом. То есть каждый раз, когда я получаю задание от агентства, дальше все придумываю сам. Меня не интересуют ни персональные выставки, ни альбомы — если они и появляются, то это не моя инициатива. У меня никогда не было личных проектов, как у других фотографов Magnum. И еще одна важная для меня в этом проекте вещь: я никогда не делаю фотографии для больших отпечатков, потому что я не собираюсь их печатать и не знаю, куда их потом девать. Но здесь у меня появилась идея поэкспериментировать, снимать, кроме моей привычной малоформатной камеры 24 х 36, и другими камерами — одни и те же вещи на средний формат, на большой и на айфон, — и посмотреть, что из этого получится. 

Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19. Фото: Николай Казеев
Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19. Фото: Николай Казеев
Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19.
Фото: Николай Казеев
Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19.
Фото: Николай Казеев

Как тебе работалось с двумя другими участниками проекта?

В первой, зимней сессии проекта в Москве тоже участвовали три фотографа Magnum — Том Дворжак из Германии, американец Алекс Майоли и Нюша Таваколян из Ирана. Что касается моих коллег в проекте, я оказался в потрясающей компании. Это американский фотограф Алекс Уэбб, которого я очень люблю и, признаюсь, у него очень многому научился, когда начинал снимать в цвете. Я всегда восхищался и до сих пор восхищаюсь его фантастической работой с цветом, его композициями. И второй участник, британец Марк Пауэр, тоже очень интересный фотограф, за работами которого я наблюдаю с большим удовольствием. 

Георгий Пинхасов. Фото: Анна Шмитько
Георгий Пинхасов.
Фото: Анна Шмитько

Несмотря на заданный формат — снимать Москву, — вам дали карт-бланш снимать что хотите и как хотите?

Да, мы были абсолютно свободны в своем выборе, что и как снимать. Заданные рамки в уличной фотографии — это самое опасное. Когда фотограф придерживается какого-то стиля, он обречен повторяться. Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, ловить момент и не думать о стиле. Твое личное отношение проявляется уже после, при отборе снимков. В уличной фотографии, если хотите, должно быть как можно меньше формы и больше содержания. Ты придумываешь не заумные композиции, а просто смотришь, наблюдаешь и фиксируешь все, что тебе хотелось бы оставить для потомков. Но не забывая, конечно, и то, что фотография — это еще и плоскость, стены, освещение и т.д. В уличной фотографии, если ты хочешь быть честным, ты должен убедить себя в том, что ты не знаешь, что будешь снимать, реагировать в секунду на ту ситуацию, в которой ты оказываешься. То есть я снимаю не то, что я хочу, а, наоборот, то, что не хочу, о чем до этого момента не догадывался. Если я буду следовать своим намерениям, вкусам, то это будет самая большая ошибка, и от чего я предостерегаю своих учеников. Потому что это будет иллюстрация того, что внутри тебя, а я хочу просто реагировать на случайности. В этом и заключается секрет стрит-фотографии. 

Георгий Пинхасов. «Москва, Россия, 2012».  Фото: © Георгий Пинхасов/Magnum Photo
Георгий Пинхасов. «Москва, Россия, 2012».
Фото: © Георгий Пинхасов/Magnum Photo

Возвращаясь к проекту и вашей выставке. Тебе не смутил тот факт, что Алекс Уэбб и Марк Пауэр — иностранцы, которые Москву для себя открывали, а для тебя она место, где ты прожил большой и важный период своей жизни до отъезда в Париж в 1985 году? 

В этом случае им, конечно, повезло. Но я не думаю, что меня пригласили в этот проект, чтобы показать: вот американец и англичанин видят так, а Пинхасов — по-другому. Да, Москву я всегда любил снимать, но я снимаю везде, где оказываюсь. Но если бы я сейчас снимал то, что знаю, это был бы провал. Свежесть взгляда — это одна из самых главных и мощных составляющих стрит-фотографии. Для этого надо освободиться от всего внутри себя, идти куда глаза глядят и реагировать на то, что видишь. Но это непросто — в первый день ты поглощаешь все, что видишь, а на второй тебе уже сложнее снимать. С этим блестяще справился, кстати, Анри Картье-Брессон в своей знаменитой серии «Москва» 1954 года. Ты буквально чувствуешь, как он жадно впитывал в себя то, что он видел вокруг, словно попал на Луну. Его «Москва» — один из величайших репортажей в истории фотографии. Для меня очень важна его съемка Москвы 1950-х годов, потому что благодаря ему я увидел Москву времени моего рождения. Я никогда всего этого не видел и никогда бы не узнал, какая была Москва. У меня даже возникали сомнения, носили ли женщины в СССР шляпы, ведь они, наверное, считались в те времена чем-то буржуазным. То есть я сомневался до тех пор, пока не произошел этот взрыв и я не увидел «Москву» Брессона. То есть его фотографии, как сказали бы французы, смогли confirmer mon existence, «подтвердили мое существование», и для меня это, конечно, было очень важным событием. И потому для меня этот репортаж Брессона — настоящий бриллиант, который Москва должна беречь и гордиться им. 

Георгий Пинхасов на ВДНХ. Фото: Анна Шмитько
Георгий Пинхасов на ВДНХ.
Фото: Анна Шмитько

Ты много работал в черно-белой фотографии, достигнув в ней, скажем без ложной скромности, высочайшего уровня, а затем вдруг полностью перешел на цвет. И к слову, именно твои цветные снимки «Тбилисские бани» конца 1980-х открыли перед тобой двери Magnum. Почему ты перешел на цвет? 

Я не снимаю черно-белые фотографии с тех пор, как появились фильтры, сепия, фотошоп — все то, что я называю «макияжем». Черно-белая фотография сегодня, на мой взгляд, — это отчасти кокетство, ты улучшаешь ее разными средствами, превращая во что-то наподобие графики. Для меня настоящая черно-белая репортажная фотография — это уже часть истории и культуры, я не представляю, например, старую газетную хронику в цвете. Когда-то Картье-Брессон тщательно охранял классическую черно-белую фотографию, но сегодня, если бы он был жив, я думаю, он был бы не против даже цифровой фотографии. И в этом московском проекте я работал исключительно в цвете, который, по моему убеждению, сегодня более близок реальности, чем черно-белый снимок, когда речь идет об уличной фотографии, а не эстетике. Ну а что в результате получилось на этот раз, пусть судит зритель, который придет на выставку. 


Magnum Live Lab/19 проводится в Музее архитектуры при поддержке Комитета по туризму Москвы до 1 сентября
Вход свободный

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+