Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки

Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией

Парижская биеннале 2018 в Гран-пале. Фото: Florent Drillo
Парижская биеннале 2018 в Гран-пале.
Фото: Florent Drillo

Всего за два месяца до открытия Парижской биеннале, одной из крупнейших антикварных ярмарок мира, которая должна пройти 13–17 сентября, оба председателя ее экспертной комиссии покинули свои посты. Это произошло из-за того, что вопреки их рекомендациям к участию в ярмарке были допущены экспоненты, деятельность которых проверяется в рамках уголовных расследований.

Хотя Бернар Кастен, возглавляющий Национальную компанию экспертов (CNE), и заявил, что его уход обусловлен причинами личного характера, правление организации единодушно поддержало это решение, и весьма вероятно, что другие члены комиссии последуют его примеру. Представители CNE составляют около 40 из приблизительно 100 специалистов, входящих в экспертную комиссию ярмарки. Второй председатель, Мишель Маке, возглавляет Национальный синдикат экспертов, специализирующихся на произведениях искусства и предметах коллекционирования (SFEP). Он покинул пост сопрезидента, однако принял решение не выходить из состава экспертной комиссии.

Ярмарка искусства La Biennale Paris, которая, несмотря на свое название, теперь проходит ежегодно, пережила сильный удар в 2016 году, когда в связи с расследованием по делу о предположительно поддельной мебели в стиле Людовика XIV из числа участников были исключены некоторые из ее важнейших экспонентов. Тогда организатор ярмарки, Национальный синдикат антикваров (SNA), объявил о ее перезапуске под руководством председателя Матиаса Ари Жана и об учреждении экспертной комиссии, состоящей из специалистов двух независимых компаний, CNE и SFEP.

Стороны подписали договор о неразглашении, однако The Art Newspaper стало из нескольких источников известно, что конфликт связан с двумя галереями. Принадлежащая братьям Абутаам Phoenix Ancient Art (Женева, Нью-Йорк) оказалась в центре внимания правоохранительных органов Бельгии и Европы, ведущих расследование по делу об отмывании денег и о торговле древностями, незаконно вывезенными из Сирии. Оба брата отказались от комментариев. Другой дилер — парижский книготорговец Жан-Клод Врен, которого обвиняют в том, что он был одним из основных поставщиков рукописей компании Aristophil, которая предположительно организовала €850-миллионную финансовую пирамиду.

Источник, близкий к SNA, сообщает, что члены комиссии также не сошлись во мнениях касательно участия в ярмарке молодого продавца племенного искусства Пабло Тушалома. Конфликт между его отцом, дилером Эриком Тушаломом, и некоторыми экспертами из-за предположительно поддельной мебели Жана Пруве периода 1950-х годов, вылился еще в одно уголовное производство. Представители Национального синдиката антикваров заверяют, что уход Кастена и Маке не окажет серьезного влияния на деятельность комиссии и что «все остальные эксперты будут работать, как и планировалось». Они опровергли предположение газеты Le Figaro о том, что эти галереи были допущены к участию из-за того, что ярмарка испытывает трудности с привлечением экспонентов, заверив, что они ожидают увеличение числа участников на 20% по сравнению с прошлым годом.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+