Скандал в благородном семействе

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Процесс против парижских антикваров братьев Кремер, обвиняемых в продаже поддельной мебели Версальскому дворцу, набирает обороты. Претензии к ним теперь предъявляют и частные коллекционеры

Элемент декора комода. Фото: Kraemer Gallery
Элемент декора комода.
Фото: Kraemer Gallery

Лоран и Оливье Кремеры из почтенной парижской галереи Kraemer Gallery вошли в группу из шести дилеров, экспертов и мебельных мастеров, обвиняемых в организованном мошенничестве и отмывании денег. Официальное обвинение — которое было предъявлено французским судом еще в январе, однако информация об этом появилась лишь недавно, — стало результатом многолетнего расследования по делу о предположительно поддельной мебели в стиле Людовика XIV.
Остальные обвиняемые — это мастер-краснодеревщик на пенсии Жак Пуассон и его супруга Колетт, мебельный мастер и субподрядчик Пуассона Мишель Рокабуа, а также дилер и бывший президент Общества французских друзей Версаля Ролан де л’Эспе. Все обвиняемые настаивают на своей невиновности.

В 2016 году французское Центральное бюро по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей (OCBC) начало расследование ряда скандалов, потрясших рынок антиквариата. В том же году Лорану Кремеру были предъявлены обвинения в связи с еще одним уголовным расследованием по делу о продаже нескольких поддельных стульев, приобретенных главным образом Версалем. Билл Палло, специалист по мебели для сидения в галерее Didier Aaron & Cie, которой сейчас управляет Эрве Аарон, признался в том, что подделал около десяти из них вместе с работавшим на Версаль краснодеревщиком Брюно Дену. Оба они провели четыре месяца в заключении в ожидании суда — но его дата до сих пор не назначена. В 2016 году галерея Дидье Аарона была исключена из числа участников Биеннале антикваров, а Кремеры ушли оттуда по собственной инициативе.

Новое уголовное производство, связанное с мастерской Пуассонов, касается приблизительно двух десятков предположительно поддельных объектов, которые были либо выставлены на продажу, либо проданы коллекционерам в Лондоне, Монако и Нью-Йорке. Один из участников гражданского процесса, живущий в Монако итальянский коллекционер, также подал против Kraemer Gallery гражданский иск, касающийся 13 произведений искусства и предметов мебели в стиле Людовика XIV и Людовика XV, приобретенных в общей сложности за €13,5 млн.

Действительно ли автором этого бюро в стиле Людовика XVI был знаменитый мебельщик XVIII в. Жан- Анри Ризенер, знают только сами братья Кремер. Фото: Kraemer Gallery
Действительно ли автором этого бюро в стиле Людовика XVI был знаменитый мебельщик XVIII в. Жан- Анри Ризенер, знают только сами братья Кремер.
Фото: Kraemer Gallery

Девятого января этого года братья Кремер были заключены под стражу на два дня, и судья, рассматривающий уголовное дело, предъявил им обвинения. Позднее Оливье и Лоран Кремеры были освобождены под нехарактерно большой залог — €4,5 млн и €1 млн соответственно.

Через две недели, 24 января, Ролану де л’Эспе было предъявлено обвинение в попытке продать за почти €10 млн комод, приписываемый Александру Жану Оппенордту и предположительно заказанный братом Жан-Батиста Кольбера, премьер-министра Людовика XIV. В ходе уголовного расследования, начатого 19 декабря 2016 года, удалось выявить ряд других подозрительных предметов, в числе которых пара комодов Андре-Шарля Буля, которые Kraemer Gallery продала группе Axa в 1999 году приблизительно за €6 млн.

Дочь Жака Пуассона Мари-Элен отрицает какую бы то ни было причастность своей семьи к изготовлению фальшивок и говорит, что они «никогда не продавали мебель» и «никогда не имели средств» на создание подобных предметов.
Лоран Кремер возмущен «судебной и информационной бурей в стакане, опирающейся на результаты всего одного анализа», с которыми он не согласен. «В рамках этого расследования даже не была проведена судебная экспертиза», — говорит он. По словам представителей галереи, это дело — результат «сведения счетов» между дилерами; они предполагают, что за уголовным делом стоит прежде всего финансовый интерес. По следам чеков на миллионы евро полиция вышла на счета в банках Швейцарии и Сингапура и офшорные компании. Кремеры отвергают и обвинения в отмывании денег, утверждая, что стали жертвой кампании, направленной на подрыв их деловой репутации. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+