18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роскошь Северной столицы

№75
Материал из газеты

Первая в России гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа», расположенная в самом центре Санкт-Петербурга, уже более 140 лет радушно принимает гостей

Невский проспект в Санкт-Пе­тер­бурге собрал вокруг себя чуть ли не все главные достопримечательности города — более 240 исторических объектов сосредоточены именно здесь и в ближайших окрестностях: Казанский и Исаакиевский соборы, Спас на Крови (он же — собор Воскресения Христова), дворец Строгановых, Серебряные ряды, Большой Гостиный Двор, дом Гейденрейха и множество других, рассказывающих историю города в разных стилях архитектуры и искусства. Более 140 лет назад на целый квартал от Невского до площади Искусств раскинулся величественный 180-метровый фасад первой в России гостиницы класса люкс, которая теперь носит гордое название «Гранд Отель Европа» и входит в международную коллекцию Belmond. 

Историческое здание многократно перестраивалось и усовершенствовалось. Среди тех, кто приложил руку к созданию отеля, были и два знаменитых архитектора Карл Росси и Федор Лидваль, которым исторический центр Петербурга во многом обязан своим внешним обликом. 

Во все времена существования гостиницы здесь с завидным постоянством останавливались представители высших слоев общества и знаменитости. Лестницы оте­ля помнят легкую поступь Анны Павловой, стены были свидетелями встречи императора Николая II и принца Сиама, безвестный 20-летний Дмитрий Шостакович приходил сюда навестить Сергея Прокофьева, здесь же ужинал великий Петр Чайковский, а много лет спустя давали спонтанные концерты легендарные сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон.

Сегодня «Гранд Отель Европа» уже гораздо больше чем роскошная гостиница. Его здание хранит столько артефактов Российской империи и других стран, что с легкостью могло бы стать музейным пространством. 

Отель поражает королевским размахом: обилие мрамора и бронзы, подлинники живописи и антикварная мебель (которая, кстати, находится под охраной государства как ценный исторический объект), высокие потолки с лепниной и грандиозные витражи. Сразу при входе гостей встречают статуи Вакха и вaкханки, держащие в руках чаши — символ гостеприимства и радушия. Залы, холлы, галереи и даже лестницы изобилуют всевозможными произведениями искусства. Например, каминные часы из золоченой бронзы второй половины XIX века работы бронзолитейной мастерской Феликса Шопена. Их корпус украшен листьями aканта и замысловатыми рокайльными завитками‚ среди которых присели два амура. Механизм старинных часов находится в отличном состоянии и каждый час наполняет лобби звонким боем. Днем к нему присоединяются звуки гитары из кафе «Мезонин», а вечером — рояля из лобби-бара.

Особое положение в гостинице занимают рестораны — поистине пять гастрономических жемчужин Санкт-Петербурга. «Икорный бар» с обилием блюд из всевозможных видов икры, Azia с необычным пан­азиатским меню, Delizie by Cipriani с итальянскими гастрономическими изысками, «Мезонин» с обширной кофейной картой и многообразием десертов. Но главная гордость отеля — ресторан изысканной европейской кухни «Европа» на втором этаже, возможно самое красивое место во всем здании. 

Спроектировал «Европу» архитектор Карл Маккензен еще в далеком 1905 году. Свет, проходящий сквозь цветной витражный потолок в стиле ар-нуво, созданный по рисунку художника Карла Бренцена (говорят, при участии Николая Рериха), отражается на грандиозном витражном панно «Аполлон на колеснице» работы Леонтия Бенуа. Бог света и покровитель искусств мчится на колеснице, запряженной четверкой лошадей, окруженный солнечными лучами и облаками. 

Классические номера отеля оформлены в лучших традициях эпохи императора Александра I, интерьеры ресторана «Европа», бального зала «Крыша» и лобби-бара выполнены в стиле ар-нуво, а недавно обновленные люксы напоминают о творчестве выдающихся художников русского авангарда — каждый отдельный сьют декорирован в стиле того или иного мастера. Возглавляет коллекцию люкс «Малевич», в интерьере которого сочетаются яркие цвета, присущие работам художника, и мебель пастельных тонов.  Другие «авангардные» люксы также посвящены кубизму Александра Архипенко, абстракциям Василия Кандинского, конструктивизму Александра Родченко и графичным произведениям Эль Лисицкого.

В коллекцию парадных сьютов также входят «исторические» люксы, которые объединены общей темой и посвящены — напрямую или косвенно — важным личностям в истории России. В розовых, сиреневых и золотых тонах выполнен номер «Фаберже»; люкс «Императорская яхта» оформлен в морских цветах и напоминает о колесной яхте «Держава», принадлежавшей Александру II. Русской императорской династии посвящен роскошный сьют «Романов», украшенный портретами монархов и членов их семей. Люкс «Мариинский» декорирован в светло-синих тонах и передает удивительную атмосферу знаменитого Мариинского театра. Угловой номер 107 назван в честь Федора Достоевского, который любил снимать именно угловые апартаменты, чтобы смотреть из окна на людные и шумные улицы большого города. Сам великий русский писатель отзывался об отеле с долей иронии, однако признавая при этом его прогрессивность. «...Вот архитектура современной, огромной гостиницы — это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие: тотчас же видно, что и у нас явились железные дороги и мы вдруг очутились деловыми людьми», — писал он. 

Спустя полтора века «Гранд Отель Европа» по-прежнему остается популярным, современным и прогрессивным. И в этом утверждении точно нет ни капли иронии. 

Новости партнеров 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+