Римская прямолинейность

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Дом Montblanc отмечает 28-е вручение премии выдающимся филантропам современности выпуском новой лимитированной серии ручек «Покровители искусства», посвященной римскому императору Адриану

Инна Баженова (IN ARTIBUS) и Реваз Магалашвили (Montblanc) на вручении премии Montblanc de la Culture Arts Patronage
Инна Баженова (IN ARTIBUS) и Реваз Магалашвили (Montblanc) на вручении премии Montblanc de la Culture Arts Patronage

Четыре лимитированные серии пишущих инструментов в честь одного из пяти прославленных императоров — такая пропорция легла в основу нового выпуска коллекции «Покровители искусства» Дома Montblanc. В этом году бренд премиальных деловых аксессуаров представил посвящение Публию Элию Траяну Адриану, известному в основном под последним из перечисленных имен. Через славную императорскую биографию в Новейшее время просочилось наследие Древнего Рима — с культом мистерий, пантеистической символикой, геометрическим орнаментом и неприкрытым интересом к нумерологии. Все для того, чтобы спустя почти два тысячелетия напомнить о смелых культурных инициативах амбициозного покорителя ойкумены.

Коллекция «Покровители искусства» пополняется посвящениями выдающимся меценатам ежегодно начиная с 1992 года, и имя Адриана стало 28-м в этом внушительном списке. Среди предшественников героя «Истории Августов» — Пегги Гуггенхайм и Генри Тейт, Елизавета I и папа римский Юлий II, Макс фон Оппенгейм и Александр фон Гумбольдт. Выпуск ручек в лимитированных сериях не превышает 4810 экземпляров — числа почти сакрального для бренда, возносящего каждое изделие на высоту заснеженного пика Монблан. 

Каждое новое имя арт-патрона отмечает вручение премии Montblanc de la Culture Arts Patronage: эксклюзивными перьевыми ручками награждают тех, кому удалось внести особый вклад в развитие культурных институций в своей стране. 

Серия ручек из коллекции «Покровители искусства», посвященная римскому императору Адриану
Серия ручек из коллекции «Покровители искусства», посвященная римскому императору Адриану

Современным арт-патронам действительно есть чему поучиться у императора Адриана, увековечившего свое имя строительством храма всех богов. Но путь к почетному месту в коллекции Montblanc он проложил не только Пантеоном: его живой интерес к древнегреческому наследию и мечты о панэллинистическом обществе нашли естественное продолжение в крупных градостроительных и реставрационных работах. Кроме того, Адриан вошел в историю как искушенный путешественник, побывавший на всех трех континентах в пределах границ своей империи, откуда привез в Рим и Афины пеструю эклектику народных культур и куда направлял щедрые суммы на развитие искусства. 

К слову, в благодарность за архитектурное преображение Афин жители города, вернувшего былое центральное положение в жизни эллинистического мира, посвятили Адриана в элевсинские мистерии — овеянный тайнами непроницаемый ритуал, выстроенный вокруг культа богини плодородия Деметры. Память об этом сохранили элементы дизайна антикизированной серии перьевых ручек Montblanc. Так, клип колпачка серии «Покровители искусства: посвящение Адриану (LE 4810)» с покрытием из желтого золота выполнен в форме зрелого колоса, главного атрибута Деметры. Еще одна слабость императора-эстета — монументальные купола венчают позолоченную верхнюю часть колпачка и наконечник корпуса из египетского черного базальта. На перо ручки нанесли изображение феникса — символа эпохи мира и благополучия, воцарившейся на время правления императора. Не обошлось и без следов античной трагедии. Ее тень перебралась на пишущий инструмент в медальонах с изображениями могущественной Медузы, запечатленной на мраморном бюсте властителя, и Антиноя — прекрасного объекта его платонических чувств, которые после преждевременной кончины юноши переросли в безутешный всепоглощающий культ. Что, впрочем, не помешало Адриану получить весьма лестные отзывы в «Истории Августов» и «Апологетике» Тертуллиана, цитатами из которых окольцован инструмент. 

В этом году одна из таких ручек обрела своего владельца в лице основательницы фонда IN ARTIBUS, издателя международной сети The Art Newspaper Инны Баженовой, ставшей российским лауреатом премии Montblanс «Покровители культуры и искусства». 

Серия ручек из коллекции «Покровители искусства», посвященная римскому императору Адриану
Серия ручек из коллекции «Покровители искусства», посвященная римскому императору Адриану

Другая вариация серии, LE 888, оперируя аналогичным набором символов и аллегорий справедливого правления, представлена в корпусе из красного мрамора — ключевого атрибута интерьеров имперских вилл. Еще более немногочисленная серия LE 76 напоминает о годе рождения Адриана. Паттерн колпачка из цельного белого золота повторяет узоры древнеримской напольной мозаики. Корпус ручки из матового базальта опоясывает изображение павлина — анималистического воплощения бессмертия, избранного Адрианом для архитектурной декорации своего мавзолея. Но действительно редкой птицей можно назвать инструменты из серии LE 5, число экземпляров в которой напоминает о высочайшем статусе одного из «пяти хороших императоров» из династии Антониев: здесь павлин из белого золота окружен плотным паве темно-синих сапфиров. Соперничать по искусности ручной работы с псевдопернатым может только миниатюрная мозаика из белого и черного стекла, украшающая колпачок. П

редвосхищая первую пробу римского пера, Montblanc выпустил блокноты с изображением горгоны Медузы в паре с насыщенными чернилами оттенка красного мрамора Rosso Antico — для беззастенчивых пометок на самых важных страницах. И как сказал бы Адриан, nulla dies sine linea («ни дня без строчки»)! 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+