18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Римская прямолинейность

№75
Материал из газеты

Дом Montblanc отмечает 28-е вручение премии выдающимся филантропам современности выпуском новой лимитированной серии ручек «Покровители искусства», посвященной римскому императору Адриану

Четыре лимитированные серии пишущих инструментов в честь одного из пяти прославленных императоров — такая пропорция легла в основу нового выпуска коллекции «Покровители искусства» Дома Montblanc. В этом году бренд премиальных деловых аксессуаров представил посвящение Публию Элию Траяну Адриану, известному в основном под последним из перечисленных имен. Через славную императорскую биографию в Новейшее время просочилось наследие Древнего Рима — с культом мистерий, пантеистической символикой, геометрическим орнаментом и неприкрытым интересом к нумерологии. Все для того, чтобы спустя почти два тысячелетия напомнить о смелых культурных инициативах амбициозного покорителя ойкумены.

Коллекция «Покровители искусства» пополняется посвящениями выдающимся меценатам ежегодно начиная с 1992 года, и имя Адриана стало 28-м в этом внушительном списке. Среди предшественников героя «Истории Августов» — Пегги Гуггенхайм и Генри Тейт, Елизавета I и папа римский Юлий II, Макс фон Оппенгейм и Александр фон Гумбольдт. Выпуск ручек в лимитированных сериях не превышает 4810 экземпляров — числа почти сакрального для бренда, возносящего каждое изделие на высоту заснеженного пика Монблан. 

Каждое новое имя арт-патрона отмечает вручение премии Montblanc de la Culture Arts Patronage: эксклюзивными перьевыми ручками награждают тех, кому удалось внести особый вклад в развитие культурных институций в своей стране. 

Современным арт-патронам действительно есть чему поучиться у императора Адриана, увековечившего свое имя строительством храма всех богов. Но путь к почетному месту в коллекции Montblanc он проложил не только Пантеоном: его живой интерес к древнегреческому наследию и мечты о панэллинистическом обществе нашли естественное продолжение в крупных градостроительных и реставрационных работах. Кроме того, Адриан вошел в историю как искушенный путешественник, побывавший на всех трех континентах в пределах границ своей империи, откуда привез в Рим и Афины пеструю эклектику народных культур и куда направлял щедрые суммы на развитие искусства. 

К слову, в благодарность за архитектурное преображение Афин жители города, вернувшего былое центральное положение в жизни эллинистического мира, посвятили Адриана в элевсинские мистерии — овеянный тайнами непроницаемый ритуал, выстроенный вокруг культа богини плодородия Деметры. Память об этом сохранили элементы дизайна антикизированной серии перьевых ручек Montblanc. Так, клип колпачка серии «Покровители искусства: посвящение Адриану (LE 4810)» с покрытием из желтого золота выполнен в форме зрелого колоса, главного атрибута Деметры. Еще одна слабость императора-эстета — монументальные купола венчают позолоченную верхнюю часть колпачка и наконечник корпуса из египетского черного базальта. На перо ручки нанесли изображение феникса — символа эпохи мира и благополучия, воцарившейся на время правления императора. Не обошлось и без следов античной трагедии. Ее тень перебралась на пишущий инструмент в медальонах с изображениями могущественной Медузы, запечатленной на мраморном бюсте властителя, и Антиноя — прекрасного объекта его платонических чувств, которые после преждевременной кончины юноши переросли в безутешный всепоглощающий культ. Что, впрочем, не помешало Адриану получить весьма лестные отзывы в «Истории Августов» и «Апологетике» Тертуллиана, цитатами из которых окольцован инструмент. 

В этом году одна из таких ручек обрела своего владельца в лице основательницы фонда IN ARTIBUS, издателя международной сети The Art Newspaper Инны Баженовой, ставшей российским лауреатом премии Montblanс «Покровители культуры и искусства». 

Другая вариация серии, LE 888, оперируя аналогичным набором символов и аллегорий справедливого правления, представлена в корпусе из красного мрамора — ключевого атрибута интерьеров имперских вилл. Еще более немногочисленная серия LE 76 напоминает о годе рождения Адриана. Паттерн колпачка из цельного белого золота повторяет узоры древнеримской напольной мозаики. Корпус ручки из матового базальта опоясывает изображение павлина — анималистического воплощения бессмертия, избранного Адрианом для архитектурной декорации своего мавзолея. Но действительно редкой птицей можно назвать инструменты из серии LE 5, число экземпляров в которой напоминает о высочайшем статусе одного из «пяти хороших императоров» из династии Антониев: здесь павлин из белого золота окружен плотным паве темно-синих сапфиров. Соперничать по искусности ручной работы с псевдопернатым может только миниатюрная мозаика из белого и черного стекла, украшающая колпачок. П

редвосхищая первую пробу римского пера, Montblanc выпустил блокноты с изображением горгоны Медузы в паре с насыщенными чернилами оттенка красного мрамора Rosso Antico — для беззастенчивых пометок на самых важных страницах. И как сказал бы Адриан, nulla dies sine linea («ни дня без строчки»)! 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+