18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Что мешает русскому арт-рынку

№74
Материал из газеты

Жесткое законодательство и отсутствие системной поддержки искусства

Проблемы российского арт-рынка в узком кругу обсудили отечественные антиквары на юридическом форуме 17 апреля в рамках ярмарки Russian Antique & Art Fair в Манеже, а затем обозначили уже в присутствии зарубежных гостей на I Российском саммите коллекционеров Cube.Collectors 23 апреля.

Юридический форум, организованный Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД), был посвящен различным аспектам оборота движимых культурных ценностей. Главной темой стало регулирование в области права следования. По вступившему в силу в сентябре 2018 года постановлению к закону о праве следования с каждой продажи продавцы искусства, если в сделке участвует хотя бы одно юридическое лицо или ИП, должны делать отчисления в размере 5% в пользу художника или его наследников (в течение 70 лет после его смерти). Платежи аккумулирует аккредитованная государством организация — УПРАВИС. Дилеры не отказываются выплачивать авторские отчисления — закон есть закон, — но не согласны с некоторыми методами УПРАВИС. Например, с тем, что платить придется даже в том случае, если точно известно: у умершего художника наследников нет. 

Управляющий партнер юридической компании «Сертас Групп» Станислав Бахолдин, представляющий интересы МКААД, рассказал о мерах, которые конфедерация предлагает принять с целью урегулирования взаимоотношений с УПРАВИС: законодательно закрепить обязанность выплаты авторского вознаграждения по праву следования за покупателем произведения искусства и установить минимальную сумму продажи произведения искусства для уплаты вознаграждения по праву следования так, чтобы обслуживание выплаты сбора не превышало бы размер этого сбора.

Еще одна вечно актуальная тема — ввоз и вывоз культурных ценностей. Соучредитель «Галереи Альбион», эксперт Министерства культуры Виктория Лаптева в своем докладе дала пошаговую инструкцию по тому, как правильно ввозить искусство в Россию и вывозить из страны. Она предостерегает: за нарушение законов предусмотрена административная и уголовная ответственность вплоть до реальных тюремных сроков. Конечно, можно поручить транспортировку надежным транспортным компаниям — это более безопасно и комфортно, но и затратно. О специфике их работы рассказала на Cube.Collectors Диана Моцонашвили, управляющий партнер компании Fineartway, с которой сотрудничают многие российские музеи.

«Открываются новые галереи, новые пространства, появилась новая ярмарка, есть новое поколение коллекционеров. Галереи делают максимум возможного, но, в отличие от других стран, у нас нет системной поддержки современного искусства — со стороны государства, частных коллекционеров, различных общественных институций, музеев», — отметил куратор и арт-менеджер Николай Палажченко. Ему возражал коллекционер Валерий Дудаков: «Институты сами по себе не рождают спрос. Можно умножать ярмарки и галереи — цены-то они не создают». Прежде всего, не хватает частного капитала, который мог бы поддерживать художников. Генеральный директор портала Artinvestment.ru Константин Бабулин посетовал, что цены на рынке русского искусства за последние пять лет снизились вдвое, а оборот упал чуть ли не в шесть раз. По его мнению, рассчитывать на рост, пока в стране сохраняется такая экономическая ситуация, а искусство зажато в рамки цензуры, не приходится.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+