18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Карл Великий: завоеватель, покровитель науки и искусств и первый европеец, конечно

В немецком Ахене сразу тремя выставками стартовал год императора Священной Римской империи.

Многие считают Карла Великого (742–814), 1200 лет со дня смерти которого отмечается в этом гому, прародителем современной объединенной Европы. Но не все согласны с этим. Французский медиевист Жак Ле Гофф считал Карла узурпатором, сравнивая его с Наполеоном и даже с Гитлером, а немецкий поэт-романтик Генрих Гейне возвеличивал язычника Видукинда, возглавившего борьбу против насильственной христианизации Карлом Саксонии.

Карл был талантливым военачальником. Из 46 лет своего правления 44 он провел в военных походах, подчинив саксов и баварцев на востоке, ломбардов на севере Италии, потеснив арабов на Пиренейском полуострове, завоевав земли аваров на территории нынешних Венгрии и Австрии. К концу жизни он правил империей, в которую входили современные Франция, страны Бенилюкса, Германия до Эльбы, Швейцария, земли к югу до Балкан и северная часть Апеннинского полуострова. Карл был защитником Папы, обращавшим покоренные им народы в христианство. Этот союз государства и церкви был освящен 25 декабря 800 года, когда папа Лев III в соборе Святого Петра короновал Карла, объявив его римским императором.

Для своей резиденции император выбрал немецкий город Ахен, построив здесь дворец с собором и великолепной восьмигранной капеллой, мраморные колонны для которой привез из Равенны. Вскоре капелла стала крупным центром паломничества к хранившимся там христианским реликвиям, а затем и усыпальницей самого императора. Карл был малообразован, но питал огромное уважение к наукам и искусствам, приглашая в свою резиденцию лучших ученых и художников. Чтобы способствовать распространению знаний среди подданных, указом императора был даже создан стандартный рукописный шрифт (каролингский минускул).

Этот период высочайшего взлета науки и искусств при дворе Карла Великого называют Каролингским возрождением, образцы которого дошли до нас в виде иллюстрированных манускриптов, резьбы по слоновой кости, образцов прикладного искусства.

Это наследие и легло в основу трех выставок в Ахене, объединенных под названием Карл Великий: власть, искусство и богатство. Археологические артефакты и мультимедийные инсталляции выставки Объекты власти в здании ратуши представляют жизнь двора Карла Великого. Искусство эпохи Карла Великого в открытом в 2013 году Центре Карла Великого демонстрирует  резные костяные пластины с оклада знаменитого Лоршского Евангелия (одна из Музея Виктории и Альберта, другая из Музеев Ватикана). И третья выставка — Потерянные сокровища (в ризнице Ахенского собора) — объединяет артефакты и христианские реликвии из императорской коллекции, в том числе и античный саркофаг, в котором Карл был похоронен.
Различные площадки
Карл Великий: власть, искусство и богатство

Ахен
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+