18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли

Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке

Центр памяти Казимира Малевича «Тропа Малевича» появился в этих местах почти семь лет назад, тогда земля принадлежала совхозу, АОЗТ «Матвеевское», которое не возражало против организации на своей территории общественно-культурного пространства и строительства небольшого здания, где проходили лекции и выставки, связанные с русским авангардом. Сейчас земля поменяла собственника, и власти Западного округа Москвы посчитали дом самостроем.

Как нам рассказала Ирина Заика, президент АНО «Малевич-Сколково», ученый секретарь совета по наследию Союза архитекторов России, Центр памяти Казимира Малевича пытался узаконить свою деятельность и неоднократно направлял в Департамент культурного наследия города Москвы все необходимые запросы и другие документы. Но 6 июня ведомство издало приказ об отказе во включении «Тропы Малевича» в перечень выявленных объектов культурного наследия.

«Сначала чиновники сказали, что им не нравится наше первоначальное название — „Роща Малевича“, попросили заменить на „Тропу Малевича“, — говорит Ирина Заика. — Мы это сделали, но они успели издать отказ о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, а префектура Западного округа тут же этим воспользовалась, прислала технику и все снесла».

Центр памяти Казимира Малевича был создан общественностью и родственниками художника в Москве на границе с Инновационным центром «Сколково» в 2012 году. Художник жил в деревне Немчиновка у своей второй жены Софьи Рафаилович, совершал пешие прогулки между Немчиновкой и селом Ромашково, делал зарисовки. Здесь вместе с дочерью он любил собирать грибы, в реке Сетунь ловил рыбу. Здесь же были написаны его известные картины «На сенокосе», «Красный дом», «Портрет дочери» и другие. Именно здесь Малевич был похоронен; на могиле художника его ученик и коллега Николай Суетин установил временный супрематический памятник. К сожалению, позже место захоронения Малевича, его могила и памятник были утрачены, но в 2015 году организаторы Центра памяти Малевича, среди которых внучатый племянник художника Станислав Богданов, заявили, что им удалось отыскать точное место погребения урны с прахом. Здесь планировалось установить памятник художнику.

В этом году поклонники творчества художника во всем мире отметили 140-летие со дня его рождения; члены АНО «Малевич-Сколково» отпраздновали юбилей в построенном ими доме. 

В создании центра также принимали участие общественное движение «Наше Сколково», АНО «Малевич-Сколково», почитатели русской культуры и творчества Малевича, вложившие свои средства в проект культурного пространства. Его поддержали Союз архитекторов РФ, Государственная Третьяковская галерея, депутаты Московской городской думы и Государственной Думы РФ.

«Особенно нас поддерживала Елена Драпеко (первый заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы РФ. — TANR), — рассказала Ирина Заика. — Но чиновники постоянно твердили нам, что депутаты им не указ, хотя до недавнего времени не предпринимали никаких действий».

В настоящее время уже создана концепция арт-проекта Центра памяти Казимира Малевича «Тропа Малевича», поддержку ему оказало архитектурное бюро Bernaskoni, один из основных проектировщиков «Сколково». Проект «Тропа Малевича» рассматривался на комиссии по культуре Мосгордумы, получил одобрение большинства депутатов, 22–26 мая был представлен на II Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие» в Казани и был отмечен его почетным дипломом. 

«Префектура Западного округа Москвы неожиданно для нас объявила о сносе здания центра 17 июня и сделала это в пятницу, буквально накануне, — говорит Ирина Заика. — Чиновники мотивируют решение отсутствием правоустанавливающих документов на землю и постройку, несмотря на то что на момент строительства земля принадлежала АОЗТ „Матвеевское“. Руководство совхоза относилось к проекту вполне благосклонно, но теперь земля поменяла владельца». 

Члены АНО «Малевич-Сколково», по словам Ирины Заики, будут добиваться сохранения общественного культурного пространства и уже привлекли к решению проблемы потомков семьи Казимира Малевича, художников, архитекторов и депутатов.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+