18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Настоящий человек эпохи Ренессанса

Сразу два издания о Пьеро делла Франческа, небольшой каталог выставки Метрополитен-музея и биография художника, написанная выдающимся американским ученым, предлагают новый взгляд на творчество мастера.

Каталог Piero della Francesca: Personal Encounters (Пьеро делла Франческа. Личные встречи), подготовленный для прошедшей в начале этого года выставки в Метрополитен-музее, оказался не только внушительной научной монографией, но и прекрасно изданной и интересной книгой.

Центральное место в этой экспозиции заняла Мадонна Сенигаллия с двумя ангелами (ок. 1474). В 2010 году была проведена ее реставрация, а год спустя она стала главным экспонатом выставки. Вторая из представленных работ, Святой Иероним с донатором (ок. 1460–1464, Галерея Академии, Венеция), прошла обследование и очистку, организованные в 2013 году совместными усилиями Академии, Главного управления изобразительных искусств Венеции под руководством Джованны Дамиани и Метрополитен-музея. Процесс восстановления картины описан в на удивление читабельном и информативном эссе реставратора Кьяры Росси Скарцанелла и двух историков искусства, Роберто Беллуччи и Чечилии Фрозинини. Наконец, на выставке были представлены еще две малоформатные доски с религиозным сюжетом: входившая ранее в коллекцию Контини Бонакоссии Мадонна с младенцем (ок. 1432–1439, Коллекция Алана, Нью-арк, штат Делавэр) — в каталоге убедительно доказано, что она принадлежит кисти самого Пьеро делла Франческа, — и Святой Иероним в пустыне (1450, Берлинская картинная галерея). Эта плохо сохранившаяся картина является самой ранней подписанной и датированной работой мастера.Технический очерк о Святом Иерониме из Академии дополнен историческим очерком Анны Пиццати, предметом которого стал предполагаемый заказчик картины. Он практически полностью основан на семейных хрониках и других архивных источниках. В нем рассказывается об одаренной и амбициозной семье Джироламо Амади, луккского торговца шелком в Венеции, другие члены которой были заказчиками архитектурной жемчужины, Санта-Мария деи Мираколи в Венеции, и покровителями Джентиле да Фабриано.

Центральную часть каталога составляют статьи Кейт Кристиансен об этих четырех картинах. Это длинные вдумчивые эссе, вполне оправдывающие название Личные встречи. Кроме того, в примечаниях Кристиансен можно найти подробнейшее изложение стремительно развивающейся биографии Пьеро делла Франческа.

Джеймс Р. Бэнкер, почетный профессор истории Италии в Государственном университете Северной Каролины, внес значительный вклад в написание этой биографии. Задачей его последней книги Piero della Francesca: Artist & Man (Пьеро делла Франческа: художник и человек) было «впервые встроить историю художественных и математических достижений Пьеро делла Франческа в общую хронику его жизни». Эта задача тесно примыкает к публикации документов художника, осуществленной ученым в прошлом году. По его словам, 100 из них он обнаружил лично. Знания Бэнкера о Пьеро можно назвать ренессансным эквивалентом, скажем, знаний покойного Дэниса Мэхона о Гверчино.

В контексте широкой дискуссии касательно датировки значительной части творчества Пьеро делла Франческа Бэнкер представляет много новых материалов и новых рассуждений, как, например, в случае его ранней датировки хранящегося в Лондоне Крещения (1436–1439). Он предполагает собственную убедительную версию порядка расположения росписей на сюжет Легенды о Животворящем Кресте в Ареццо. Надежной выглядит и его датировка 1460-ми годами фрески Мадонна дель Парто в Монтерки.

Автор помещает деятельность Пьеро делла Франческа как интеллектуала и художника в контекст блистательного культурного мира, пестуемого его покровителем Федериго да Монтефельтро, герцога Урбинского. (В этой связи можно привести соблазнительное  предположение Кристиансен о том, что один из шедевров мастера — маленькое, ювелирное Бичевание Христа — мог быть создан в подарок герцогу в качестве доказательства мастерства художника в области искусства и геометрии.)

Джеймс Бэнкер со всей возможной проницательностью говорит об утраченных работах художника и практически неизвестной деятельности мастера в Риме в 1453–1454 и 1458–1459 годах. Повествование теряет интенсивность лишь когда доходит до последних лет Пьеро делла Франческа: ослабление зрения вызвало спад его художественной деятельности, да и исторических свидетельств об этом периоде очень мало. Хотя некоторые предположения автора вызовут споры, важность монографии Бэнкера не вызывает сомнений.

Piero della Francesca: Personal Encounters / Keith Christiansen, with contributions by Roberto Bellucci, Cecilia Frosinini, Anna Pizzati, and Chiara Rossi Scarzanella. The Metropolitan Museum of Art. 96 стр. $19,95. На английском языке (мягкая обложка)

James R. Banker. Piero della Francesca: Artist & Man. Oxford University Press. 304 стр. £25. На английском языке (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+