18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Андре Кертеш: «Упрощать, упрощать и упрощать»

№74
Материал из газеты

Кертеш, чья выставка проходит в Мультимедиа Арт Музее, всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам

Увидев снимок «Вилка» (1928) Андре Кертеша (1894–1985), другой классик фотографии Анри Картье-Брессон в восхищении воскликнул: «Что бы мы ни делали, он всегда будет первым!» Приехав из Будапешта в Париж в 1925 году уже опытным фоторепортером, Кертеш быстро сошелся с местной богемой: Александром Колдером, Фернаном Леже, Питом Мондрианом. Снимал своей Leica не только город с его людьми, но и друзей-художников, по ходу осваивая и новую для себя модернистскую эстетику, которую те исповедовали. 

Самая знаменитая фотография из серии портретов художников — «Трубка и очки Мондриана» 1926 года. Кертеш после так объяснял свой снимок: «Я инстинктивно пытался схватить сам дух его картин. Он упрощал, упрощал и упрощал». А дальше, когда в Париже воцарился сюрреализм, Кертеш создал другую свою известную серию «Искажения» (1933) с деформированными отображениями в кривых зеркалах обнаженных моделей, которые сразу вызывают в памяти знаменитый стекающий циферблат Сальвадора Дали. Кертеш всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам: «Правила неважны. Они должны быть в крови. Событие и настроение важнее хорошего света, самое важное — в происходящем». 

Стиль черно-белых фотографий Кертеша: четкий графичный кадр, резкие ракурсы, сдержанная работа со светом — быстро принес ему успех в Париже. Через два года состоялась его первая персональная выставка, начали сыпаться заказы от престижных французских и немецких журналов. Однако в 1936 году Кертеш с женой решил перебраться в Нью-Йорк, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Признание там, в отличие от Парижа, пришло далеко не сразу. Только в 1946 году состоялась его персональная выставка в Чикагском институте искусств, а в ­1964-м — в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Здесь же, в Нью-Йорке, уже в преклонном возрасте Кертеш стал снимать в цвете на Polaroid, не выходя из своей квартиры на Вашингтон-сквер. 

Умер 91-летний патриарх в лучах мировой славы, и каждая его выставка с тех пор — событие. Как и нынешняя, в Мультимедиа Арт Музее, в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019». В ее названии фигурирует деревушка Сигетбече на Дунае, где прошли детские годы Кертеша и куда за год до смерти он передал в мемориальный музей своего имени 120 оригинальных отпечатков, отражающих все периоды его творчества. Теперь этот дайджест одного из самых ярких фотомодернистов можно увидеть и в Москве.

Мультимедиа Арт Музей
Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства
До 1 сентября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+