18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Андре Кертеш: «Упрощать, упрощать и упрощать»

№74
Материал из газеты

Кертеш, чья выставка проходит в Мультимедиа Арт Музее, всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам

Увидев снимок «Вилка» (1928) Андре Кертеша (1894–1985), другой классик фотографии Анри Картье-Брессон в восхищении воскликнул: «Что бы мы ни делали, он всегда будет первым!» Приехав из Будапешта в Париж в 1925 году уже опытным фоторепортером, Кертеш быстро сошелся с местной богемой: Александром Колдером, Фернаном Леже, Питом Мондрианом. Снимал своей Leica не только город с его людьми, но и друзей-художников, по ходу осваивая и новую для себя модернистскую эстетику, которую те исповедовали. 

Самая знаменитая фотография из серии портретов художников — «Трубка и очки Мондриана» 1926 года. Кертеш после так объяснял свой снимок: «Я инстинктивно пытался схватить сам дух его картин. Он упрощал, упрощал и упрощал». А дальше, когда в Париже воцарился сюрреализм, Кертеш создал другую свою известную серию «Искажения» (1933) с деформированными отображениями в кривых зеркалах обнаженных моделей, которые сразу вызывают в памяти знаменитый стекающий циферблат Сальвадора Дали. Кертеш всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам: «Правила неважны. Они должны быть в крови. Событие и настроение важнее хорошего света, самое важное — в происходящем». 

Стиль черно-белых фотографий Кертеша: четкий графичный кадр, резкие ракурсы, сдержанная работа со светом — быстро принес ему успех в Париже. Через два года состоялась его первая персональная выставка, начали сыпаться заказы от престижных французских и немецких журналов. Однако в 1936 году Кертеш с женой решил перебраться в Нью-Йорк, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Признание там, в отличие от Парижа, пришло далеко не сразу. Только в 1946 году состоялась его персональная выставка в Чикагском институте искусств, а в ­1964-м — в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Здесь же, в Нью-Йорке, уже в преклонном возрасте Кертеш стал снимать в цвете на Polaroid, не выходя из своей квартиры на Вашингтон-сквер. 

Умер 91-летний патриарх в лучах мировой славы, и каждая его выставка с тех пор — событие. Как и нынешняя, в Мультимедиа Арт Музее, в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019». В ее названии фигурирует деревушка Сигетбече на Дунае, где прошли детские годы Кертеша и куда за год до смерти он передал в мемориальный музей своего имени 120 оригинальных отпечатков, отражающих все периоды его творчества. Теперь этот дайджест одного из самых ярких фотомодернистов можно увидеть и в Москве.

Мультимедиа Арт Музей
Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства
До 1 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+