18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка Art Basel покорила весь мир, став культуртрегером планетарного масштаба

№74
Материал из газеты

Главным событием для мирового арт-рынка остается швейцарский выпуск ярмарки, хотя за свою почти полувековую историю бренд Art Basel проник на три континента

Art Basel позиционирует себя как главная ярмарка современного искусства, хотя галереи-участницы предлагают клиентам не только произведения наших современников вроде Такаcи Мураками и Дэмиена Херста, но и работы классиков ХХ века — от Пабло Пикассо и Жоана Миро до Энди Уорхола и других признанных мастеров послевоенной эпохи.

В следующем, 2020 году, ярмарка Art Basel отметит 50-летие. Уже анонсирована программа празднований. Глобальный и в буквальном смысле межконтинентальный выставочный проект объединит все три площадки Art Basel — в Швейцарии, США и Китае, а за его реализацию отвечают кураторы Каспер Кёниг (куратор биеннале Manifesta в Санкт-Петербурге в 2014 году) в Базеле, Кристина Ли (куратор гонконгского павильона на Венецианской биеннале этого года) в Гонконге и Хамза Уокер (исполнительный директор LAXART в Лос-Анджелесе) в Майами. Известно, что кураторы поручат художникам создать произведения на тему «Ярмарка современного искусства как место обмена, торговли и конкуренции в глобальном мире». Пока же в ярмарочном календаре все идет своим чередом: в марте состоялась Art Basel в Гонконге, впереди — Базель в июне и Майами в декабре.

Несмотря на экспансию Art Basel в Америку и Азию, флагманским событием по-прежнему остается базельская версия ярмарки, с которой все и началось. Именно для Базеля галеристы придерживают самые ударные работы, чтобы там впервые вывести их на рынок; сюда же отправляется больше всего коллекционеров, чтобы приобрести лучшие вещи еще до начала ярмарки, в дни превью для специально приглашенных гостей. Швейцарский форум включен во все списки обязательных к посещению событий мира искусства. Традиционно в июне в Базель съезжаются профессионалы арт-рынка со всего света, а также художники, кураторы, художественные критики и вообще представители прессы, музейщики и просто любители искусства. Так, в прошлом году базельскую ярмарку посетили рекордные 83 тыс. человек.

История Art Basel

Ярмарка была основана в 1970 году триумвиратом швейцарских арт-дилеров — Эрнстом Бейелером, Трудл Брукнер и Бальцем Хильтом. В первой Art Basel приняли участие 90 галерей из 10 стран, их стенды увидели более 16 тыс. посетителей. В 2019 году в Базеле соберутся 290 галерей из 34 стран.

Как европейская ярмарка современного искусства Art Basel приняла эстафету у основанной в 1967 году Art Cologne (тогда — Kunstmarkt Köln) в Кельне. Последняя была задумана в качестве площадки для продажи современного искусства немецкими галереями покупателям со всей Европы. Основателям Art Basel идея показалась вполне удачной, но они приняли решение не просто провести аналогичное мероприятие в родном Базеле, но и сделать его интернациональным. Место было выбрано чрезвычайно удачно: город расположен буквально на стыке границ трех стран — Швейцарии, Германии и Франции, туда можно легко и достаточно быстро добраться почти из любого крупного европейского города. 

Уже в первые годы существования ярмарка развивается семимильными шагами. К 1975 году число экспонентов достигает трех сотен; среди них уже не только европейцы, но и американские дилеры, рискнувшие отправиться в Базель в надежде на потенциал внешних рынков, в то время как экономика США переживала спад из-за рецессии. К концу первой пятилетки был сформирован формат ярмарки, теперь считающийся эталонным: кроме традиционной площадки, где каждая галерея-участница представляет свой стенд, на котором можно купить работы, отдельный сектор выделен для «новых тенденций» — здесь галереи показывают произведения молодых художников, — а также готовится некоммерческая программа (первым спецпроектом, например, была выставка «Американское искусство после Джексона Поллока» в 1973 году). Впоследствии традицией стало каждый год делать фокус на искусство какой-то определенной страны.

Art Basel предоставила платформу в Европе арт-дилерам из США и одновременно обеспечила прямой доступ европейских коллекционеров к самому передовому американскому искусству.

В результате конкурентной борьбы с другими европейскими ярмарками вроде той же Art Cologne, FIAC в Париже и Arco в Мадриде к началу 1990-х базельская ярмарка занимает лидирующие позиции. Прямое подтверждение этому — заключенное в 1994 году соглашение о партнерстве со швейцарским финансовым гигантом UBS, с тех пор ее постоянным и глобальным генеральным партнером. Заполучить в спонсоры такую компанию не только выгодно, но и чрезвычайно почетно.

В 2002 году начинается экспансия Art Basel за океан — появляется американская версия ярмарки в Майами. Art Basel Miami Beach позиционируется как место встречи Северной Америки и латиноамериканской культуры. Тут к искусству и бизнесу присоединяются гламур, знаменитости и вечеринки, непременно попадающие на полосы светской хроники. Среди посетителей ярмарки в Майами в 2018 году были замечены Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лопес и Серена Уильямс, Боно был в числе организаторов благотворительного аукциона, а Брук Шилдс даже выступила куратором выставки студентов Нью-Йоркской академии художеств. Каждый год Art Basel Miami Beach принимает 70 тыс. посетителей и демонстрирует работы из более чем 250 галерей со всего мира.

Еще через десять лет Art Basel форсирует азиатские берега, выбрав своей целью местный финансовый центр, Гонконг. В 2011 году Art Basel выкупила 60% «Азиатских художественных ярмарок», тогдашнего владельца гонконгской художественной ярмарки ArtHK. Первый выпуск Art Basel в Гонконге состоялся в 2013 году, с тех пор она стала главным художественным форумом Азии. Более половины из 240 ее экспонентов составляют галереи из Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще одна инициатива организаторов международной сети ярмарок — программа Art Basel Cities, запущенная в 2016 году. Опубликованный по случаю ее старта пресс-релиз сообщает, что проект «объединяет опыт Art Basel, широкую сеть коллекционеров, мировых лидеров и влиятельных деятелей искусства, а также глобальные каналы связи для поддержки городов в развитии и продвижении их уникального культурного ландшафта». Первым и пока единственным партнером является Буэнос-Айрес, где с 6 по 12 сентября 2018 года прошла Неделя городов Art Basel. Она была призвана помочь укрепить аргентинскую сцену современного искусства, задействовав весь спектр сообщества визуальных искусств. Выбор города связан с тем, что галереи из Аргентины регулярно выставляются на ярмарках Art Basel и инвестируют в продвижение своих художников на международном уровне. Коллекционеры из этого региона также вкладывают средства и играют важную роль в мире искусства.

В 2015 году BMW и Art Basel учредили премию BMW Art Journey для поощрения перс­пективных художников. Грант позволяет им отправиться в творческое путешествие по своему собственному желанию. Художник может выбрать пункт назначения и поехать практически в любую точку мира, чтобы разрабатывать новые идеи, открывать новые темы и создавать новые произведения. Победитель выбирается два раза в год из трех финалистов на выставках Art Basel в Гонконге и в Майами-Бич.
С 2017 года Art Basel при поддержке UBS публикует ежегодные отчеты о состоянии мирового арт-рынка с освещением и анализом наиболее важных событий.

Как устроена ярмарка

Каждая из трех ярмарок Art Basel — в Базеле, Майами-Бич и Гонконге — уникальна, так как и пул отобранных для участия галерей, и представленные на их стендах произведения искусства, и параллельная программа отражают особенности места проведения. Однако эталонной считается структура базельской ярмарки с ее делением на несколько секций, где можно найти как базовые имена ХХ века, так и последние достижения в изобразительном искусстве. 

Основной и самый престижный сектор ярмарки так и называется — Galleries. Здесь представлены ведущие, самые влиятельные галереи со всего мира, на чьих стендах можно увидеть первоклассные живопись, скульптуру, графику, инсталляции, фотографию, видео и тиражные произведения первых имен искусства 1900–1970-х годов: Фрэнсиса Бэкона, Василия Кандинского, Рене Магритта, Джексона Поллока и Энди Уорхола, Ман Рэя и Альберто Джакометти.

В секции Features — кураторские мини-экспозиции самых знаменитых современных художников и классиков ХХ века, причем это могут быть как персональные выставки, так и тематические, но каждая подготовлена одной из галерей-участниц.

Девизом сектора Statements на Art Basel можно считать призыв «Дай дорогу молодым!». Здесь каждый стенд полностью посвящен какому-то одному молодому художнику. Двое из них получают премию Bâloise Art Prize, а ее учредитель — банковско-страховая Bâloise Group приобретает работы отмеченных наградой художников и передает их в музеи современного искусства Люксембурга и Франкфурта. 

Сектор Edition, посвященный тиражной графике и печатным изданиям, возник как одноименная ярмарка-спутник, но с 1993 года стал частью основной программы Art Basel.

Пожалуй, самый новаторский формат — секция Unlimited, чьи огромные выставочные площади позволяют показывать искусство, выходящее за рамки традиционного стенда, где представлены привычные живопись, графика, скульптура небольших размеров. В Unlimited собрано самое разнообразное современное искусство — от гигантских панно и скульптур до масштабных инсталляций, видеопроекций и живых выступлений художников. Именно в этом разделе несколько лет назад можно было увидеть перформанс Марины Абрамович, где она совокуплялась со скелетом, а также огромные «Дамасские ворота» Фрэнка Стеллы. Это в буквальном смысле «искусство без границ». У сектора есть и свой куратор — Джанни Джетцер из Нью-Йорка.

Еще один необычный раздел Art Basel — сектор Parcours. Он приглашает посетителей ярмарки на экскурсии по произведениям как уже известных, так и совсем молодых художников со всего мира на территории вокруг Мюнстерплац в Базеле или на площадях в историческом центре города. Свои секции есть также у художественных журналов и периодических изданий, кинопоказов и дискуссий о современном искусстве. 

В дополнение к Art Basel во время ежегодного мероприятия в трех городах работают ярмарки-сателлиты. Как и Art Basel, они предлагают возможность увидеть, купить и продать искусство, но за небольшую цену. Широкую известность получили такие спутниковые ярмарки, как Art Central Hong Kong, Design Miami/Basel и Scope Basel. 

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+