18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Фламандские мастера на своих местах

№69
Материал из газеты

В Бельгии работы великих можно увидеть в тех храмах, замках и ратушах, для которых они были созданы — в рамках программы «Фламандcкие мастера in situ»

Flemish Masters in Situ — специальный раздел программы, предоставляющий возможность увидеть произведения художников XV–XVII веков на тех самых местах, для которых они были созданы. Часовни, аббатства, бегинажи (приюты монашек), замки и ратуши, вошедшие в программу, обычно закрыты для публики или расположены в стороне от стандартных туристических маршрутов. К лету 2019 года обещают открыть около полусотни таких мест.

Начать стоит с встречи с главным художником фламандского барокко — Рубенсом. На полпути из Брюсселя в Гент (и всего в получасе езды от любого из них) расположен Алст — небольшой уютный городок, который когда-то был столицей фламандской части Священной Римской империи и центром книгопечатания, где увидели свет записки Христофора Колумба о Новом Свете. Изящная ратуша Алста XIII века с карильоном на 52 колокола едва ли не самая древняя во Фландрии. Но главное сокровище скрыто в соборе Святого Мартина — алтарь Святого Роха, почитавшегося как защитник от чумы, с четырехметровым полотном Питера Пауля Рубенса.

Гигантский размах соразмерен масштабу проблемы: вакцину от «черной смерти» разработали только в ХХ веке, а до того она уносила сотни тысяч жизней. По преданию, родившийся во Франции святой Рох странствовал по Италии, ухаживая за больными и чудесным образом их исцеляя. Алтарную картину Рубенсу заказало братство святого Роха в Алсте, к 1626 году работа была завершена. В нижней части полотна со всем положенным для барокко трагизмом воздевают руки к небесам несчастные жертвы болезни, над ними спускающийся с небес Христос указует перстом на золотую табличку в руках ангела, на которой начертано предназначение святого Роха. 

Насладившись Рубенсом, стоит оценить работы его ученика Антониса ван Дейка. В центре главного бельгийского туристического треугольника Брюссель — Гент — Антверпен расположен город Дендермонде. Здесь главная цель — собор Богоматери Дендермонде XIV века, образец поздней готики с шестиугольной башней, возвышающейся над городом. Внутри ждут росписи XV–XVII столетий, романская крестильная купель XI века, роскошная резная кафедра, живопись Давида Тенирса Старшего и Гаспара де Крайера и, наконец, в правом нефе — «Поклонение пастухов» ван Дейка. 

Большая алтарная картина написана в 1631 году. К тому времени ван Дейк давно вышел из-под крыла Рубенса, совершил первую поездку в Англию, пожил в Италии и Германии и вернулся в Антверпен. Монументальность замысла сочетается с индивидуальностью каждого персонажа, нежностью Марии к спящему младенцу, страстностью уверовавших пастухов и благоговением Иосифа. Отдельного внимания заслуживают детали:  головки парящих херувимов, животные у левого края и связанный агнец на переднем плане — символ будущей жертвы Спасителя. Еще один алтарный образ, «Распятие», написанное ван Дейком годом раньше, находится в Генте в соборе Святого Михаила. 

Гент особенно богат на сокровища in situ. Музей истории города (STAM) занимает аббатство XIV века, и в его трапезной сохранились не только готические своды, но и оригинальная роспись того же времени. Восточную стену украшает «Тайная вечеря» неизвестного автора, напротив которой изображены Иоанн Креститель, считающийся святым покровителем Гента, и помощник моряков и путешественников святой Христофор. В действующем монастыре августинцев благодаря программе можно увидеть работу «Обрезание Христа» одного из первых фламандских караваджистов Мельхиора де ла Марса. А бегинаж, посвященный Богоматери, сам по себе заслуживает внимания как сохранившийся архитектурный ансамбль с внутренним двором вокруг церкви и небольшими домами, в которых располагались кельи бегинок, а сейчас живут горожане. 

Список мест, открытых для посещения, и часы работы доступны на официальном сайте.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+