18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Табак вредит репутации музеев

№73
Материал из газеты

Почти все государственные музеи Великобритании отказались от денег табачных компаний, другие не имеют такой возможности и вынуждены рисковать репутацией

Британский музей по-прежнему принимает спонсорские взносы от табачной компании — хотя еще 28 лет назад сотрудничать с ней отказалась Галерея Тейт. Japan Tobacco International, действующая под инициалами JTI, в Британском музее поддерживает отдел искусства Азии. Благодаря фонду Japanese Acquisition музей смог добавить в свою коллекцию 600 экспонатов. JTI также оплачивает услуги приглашенного куратора японского искусства. В соответствии с принятыми музеем в 2016 году «Принципами получения пожертвований» попечители обязаны учитывать «экономические выгоды от принятия средств, соотнесенных с потенциальной ценой репутационных рисков». То есть, по сути, руководство музея не считает, что спонсорство табачной компании может запятнать его репутацию. Однако вряд ли Британский музей позволит такому благотворителю затесаться в ряды спонсоров публичных мероприятий.

Спонсорство и пожертвования крупных организаций в пользу музеев в последнее время стали объектом пристального внимания общества. Вспомнить те же протесты в США против грантов семьи Саклер. Но ведь табак представляет собой большую опасность для здоровья, чем «Оксиконтин» — наркотический препарат, который производила принадлежащая клану Саклер компания Purdue Pharma. Согласно официальной статистике, только в Великобритании от курения умирает 100 тыс. человек в год, тогда как «Оксиконтин» (общее название препаратов, содержащих оксикодон) вызвал менее 100 летальных исходов. Но он может привести к героиновой зависимости, одной из главных причин смертей в США.

Британский музей — единственный крупный национальный музей Великобритании, принимающий помощь табачного концерна. Представители Тейт, Национальной галереи, Национальной портретной галереи и Музея Виктории и Альберта уверяют, что за последние лет десять не получали никаких грантов от производителей сигарет. Одно из ведущих культурных учреждений Великобритании, принимающее табачные деньги, — Королевская академия художеств. Но нужно учитывать, что это независимая благотворительная организация, лишенная государственных субсидий, поэтому она сильнее зависит от частных спонсоров, чем национальные музеи. JTI числится среди корпоративных спонсоров академии (перечисляя ей £45 тыс. в год) и поддерживает выставки, а British American Tobacco выступает ее ассоциированным спонсором. (JTI также является одним из пяти спонсоров 58-й Венецианской биеннале.)

Попечительский совет Тейт еще в 1991 году решил отказаться от денег табачных компаний. Предложение было внесено тогдашним директором музея Николасом Серотой. В неопубликованных протоколах заседания, теперь рассекреченных, говорится, что Галерея Тейт «не должна принимать спонсорские взносы и пожертвования от компаний, основной сферой деятельности которых является производство и продажа табака и табачных изделий». Одновременно Тейт ввела запрет на «спонсорскую помощь от торговцев оружием или компаний, основной сферой деятельности которых является производство оружия». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+