18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Немного о советских Франкенштейнах

№73
Материал из газеты

Зачем большевики хотели выковать новых людей и как на этой почве сошлись наука с культурой, рассказывает книга «Авангард и психотехника»

Еще в 1923 году литератор Сергей Третьяков писал: «Рядом с человеком науки работник искусства должен стать психо-инженером, психо-конструктором». Конечной целью этого взаимодействия виделось созидание и воспитание совершенного вида людей — советского человека; средствами должны были стать новые формы коммуникации при социализме. Ключевыми понятиями в такой коммуникативной среде становились труд и культура. Причем культура была своеобразной кровью общественного организма, сердце которого называлось Пролеткультом.

В 2007 году Маргарета Фёрингер, профессор Геттингенского университета имени Георга-Августа, выпустила книгу о конвергенции советской идеологии, науки и искусства в 1920-е. Автор более или менее часто упоминает ученых и деятелей культуры той эпохи: Владимира Бехтерева, Льва Выготского, Алексея Гастева, Михаила Матюшина, Григория Россолимо, Исаака Шпильрейна и других, но в ее книге всего три главных героя: Александр Богданов, Николай Ладовский и Всеволод Пудовкин. «Практически ориентированные художники и ученые посвящали свою работу соответствующей локализации психики и пытались на нее воздействовать непрямым образом: Ладовский производил манипуляции с психикой как с моторикой посредством пространственных пропорций, Пудовкин — как с визуальным восприятием при помощи сочетания света и тени, а Богданов — с кровью и ее компонентами». 

Исследование Фёрингер прослеживает влияние на советское общество теорий и практических опытов немецкого, а позже американского ученого Гуго Мюнстерберга, автора «Основ психотехники» (1914). Он так определял дисциплину: «Психотехника есть наука о практическом применении психологии в области культуры». Известно, что одним из популяризаторов гипотез Мюнстерберга был Василий Кандинский, успевший поучить советских культурных неофитов.

Первый герой книги Николай Ладовский — основатель и лидер Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и Психотехнической лаборатории архитектуры, автор вестибюлей и перронных залов станций метро «Красные ворота» и «Лубянка». В числе прочего он занимался обнаружением психических возможностей учеников в ходе экспериментов. Например, возможности зрительного восприятия он определял с помощью прострометра. Существует знаменитая история о том, что в 1928 году испытуемым был Ле Корбюзье. Оказалось, что он не способен видеть стереоскопически!
Еще один герой, Всеволод Пудовкин — классик советского кино, снявший в середине 1920-х фильм «Механика головного мозга» («Поведение человека»). Действие картины происходило в зоопарке, на пляже, в лаборатории Ивана Павлова, роддоме и детском саду; персонажами были дети, обезьяны, собаки и лягушки. Пудовкин стремился показать средствами кинематографа изучение рефлексов. Главным средством был, разумеется, монтаж: на зрителя воздействовала смена крупных планов, панорамных пейзажей и изменение положения диафрагмы.

Третья звезда книги, Александр Богданов — революционер, теоретик коммунизма, писатель-утопист. В 1926 году он основал и возглавил Государственный институт переливания крови. Сутью его экспериментов было обменное переливание крови. Директор института сам принимал участие в экспериментах, и 11-е переливание стало для него роковым.
Авангардизм советской культуры 1920-х в некотором смысле и был попыткой обменного переливания общественной крови. Но с консервативным сталинским поворотом в политике был умерщвлен и культурный авангард. Психотехника в СССР умерла отнюдь не своей смертью, репрессиям подверглись многие ее сторонники. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+