18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства

Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам

В 2007 году Альберто Сандретти был удостоен российской государственной премии «Инновация» за «поддержку современного искусства», а десятилетием раньше на его доме в Венеции можно было видеть табличку «почетный консул России в Италии». Такое звание он заслужил за труды по сохранению и реставрации павильона России на Венецианской биеннале, в постсоветское время оказавшегося никому не нужным. Многие помнят, как в саду у Альберто Сандретти проходили во время открытия биеннале самые душевные русские вечеринки, на которые набивалась уйма народа; в этом же саду был даже открыт памятник Петровичу, герою карикатуриста Андрея Бильжо. Назвать себя другом Альберто могли бы очень многие и очень разные художники: в его коллекции соседствуют такие эстетические противоположности, как одиозные советские плакаты (особо он ценил Виктора Иванова) и лагерные рисунки Бориса Свешникова, скульптуры Георгия Франгуляна и эпатажные картины Авдея Тер-Оганьяна.

Альберто Сандретти попал в СССР в 1956 году, он приехал учиться в МГУ в самом начале оттепели. По его рассказам, в чемодане у него лежали две репродукции импрессионистов. Ему нравились соцреалисты, он мечтал купить работу Дейнеки, но советский арт-истеблишмент не очень жаловал иностранцев. Зато Сандретти сблизился с «подпольными» художниками — Владимиром Немухиным, Оскаром Рабиным, Эдуардом Штейнбергом — и стал покупать их работы. Позднее, в 1970-е, он способствовал организации первых выставок советского неофициального искусства в Италии и, в частности, знаменитой выставки в рамках Венецианской биеннале — «альтернативного павильона России» в 1978 году.

Альберто Сандретти, по его словам, представлял в СССР «итальянские технологии». В частности, он имел непосредственное отношение к одному из грандиозных и успешных проектов международного сотрудничества — созданию автомобильного завода в Тольятти. Он всегда гордился, что помог появлению самого демократичного советского автомобиля — «Жигулей».

«Для меня началом собирательства стало то, что я покупал работы тех художников, с которыми мог познакомиться лично, которые стали моими друзьями, с которыми мы подолгу говорили о жизни и искусстве, — рассказывал он в интервью, опубликованном в каталоге его коллекции. — Это очень важно: это помогает мне смотреть на картину как на образ мыслей и чувств конкретного, близкого мне человека». В 2007 году в музее современного искусства MART в городе Роверето на севере Италии состоялась выставка «Arte contro. Русское искусство второй половины XX века из коллекции Альберто Сандретти», подготовленная куратором и искусствоведом Александрой Обуховой. Сто восемьдесят работ были дайджестом, одной десятой обширной коллекции, включающей в себя разнообразные артефакты, вплоть до сувениров к Олимпиаде-80 и советских значков. Возможно, самым интересным и важным оказалось то, что демократизм коллекционера позволил ему широко смотреть на то, что происходило в советском искусстве, и замечать те фигуры и явления, которые не попадали ни в лагерь официоза, ни к нонконформистам. Так, например, у Альберто Сандретти появилось прекрасное собрание работ графика Юлия Перевезенцева.

В одном из поздних интервью Сандретти говорил, что мечтал бы, чтобы на базе его коллекции был создан центр по изучению русского искусства. Будем надеяться, что эта его мечта осуществится.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+