18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристаллизация противоположностей в Венеции

Ольга Тобрелутс и Мице Янкуловски объединились на выставке в павильоне Северной Македонии на Венецианской биеннале современного искусства

Выставка «Транскодер. До и после медиа в абстракции» — отличный пример построения выставки на контрасте. Русская художница Ольга Тобрелутс работает с компьютерным изображением и буйным цветом, а македонец Мице Янкуловски пишет свои абстракции только черной краской, и компьютер ему в работе не нужен. Их совместная выставка открыта в павильоне Северной Македонии, представляющем графическое биеннале Osten в Скопье. Павильон расположился в старинном палаццо Ка’Дзанарди, рядом с другими дворцами, принявшими замечательные выставки биеннале.

«Транскодер» — своеобразная матрешка, выставку воспринимаешь и понимаешь постепенно. Первое впечатление эффектное: большие черные монохромные полотна рядом с изображениями многоцветных кристаллов на круглых картинах в полированных черных рамах. Вот, кажется, полный контраст противоположностей: монохромность и многоцветие, прямоугольники и окружности, изображение и его отсутствие, маскулинная брутальность и декоративная феминность. В общем ян и инь, только мужское начало тут черное.

Общность открывается, если разглядеть черные полотна внимательно. Картины Янкуловски рельефные, и под разным углом освещения они оживают, обнаруживая орнаменты. Тайны работ Тобрелутс тоже понимаешь не сразу, а, как ни странно, фотографируя их. На экране они не теряют, как традиционная живопись, объем, глубину, а, наоборот, обретают их. Тобрелутс говорит, что так картины вспоминают свое рождение. Она выращивает свои кристаллы-фракталы, похожие на диковинные цветы, в компьютере, в тотальном свете, а потом переписывает их на холсты. При естественном освещении изображение становится нежнее и мягче, а возвращаясь на экран, опять светится неземным, виртуальным светом.

Черные блестящие рамы картин Тобрелутс на свету бликуют, посылая световую поддержку черным рельефам Янкуловски. Противоположности, как им и положено, притягиваются. Забавно, что традиционная живопись здесь действительно трехмерна, а перекодированная компьютерная только создает иллюзию объема.

Кроме ярких (и в прямом, и в переносном значении слова) визуальных впечатлений, выставка дает возможность понять, что медийная живопись не противоречит традиционной: обе создаются художниками, работающими со светом. «Название выставки отсылает к размышлениям философа Поля Вирильо о смысле измененного образа и его новых отношениях с миром. „Перекодирование“ исходит из того, что художественный образ всегда имеет отношение к коду, выступающему основой для его понимания. В конце XX века под влиянием медиа эти коды изменились, что нельзя не учитывать, интерпретируя живопись, даже если картина написана маслом в традиционной манере или использует медиа- и компьютерные образы» — напоминает зрителям пояснение к выставке.

До 10 июня

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+