18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

500 «неизвестных» обрели себя

№73
Материал из газеты

Автор исследования — министр столичного правительства, глава департамента культуры города Москвы Александр Кибовский — вернул имена и звания полутысяче офицеров и чиновников, изображенных на русских портретах XVIII–XIX веков

Объемистая книга Александра Кибовского, профессионального историка, посвящена историко-предметному методу атрибуции. Как объясняет сам автор, «зная и понимая сложную систему мундиров, орденов, медалей, знаков власти, модных платьев и роскошных уборов, показанных на портрете, исследователь может с помощью источников о них точно атрибутировать картину». Пользуясь этим методом, автор опознал полтысячи изображенных персонажей, в основном офицеров, которые прежде числились неизвестными.

Для автора атрибуция русских портретов на основе изучения тонкостей военной формы и фалеристики — дело жизни. Этому была посвящена диссертация Александра Кибовского, он был редактором военно-исторического журнала «Цейхгауз», а на государственных постах много сделал для легализации коллекционирования антикварного оружия.

У его книги понятная структура. Рядом с каждым портретом — его прежняя атрибуция вроде «портрета сидящего офицера» или «портрета военного» и новая — с полным именем и фамилией, званиями и регалиями. Ниже — ссылки на публикации, в основном в «Материалах по русской иконографии»; так что интересного чтения в этом разделе нет. Зато оно есть в «Очерке развития историко-предметного метода атрибуции», предваряющем перечень портретов. И книгу вполне можно было назвать, например, «600 неизвестных»: в своем очерке Кибовский рассказывает и о десятках предшественников — экспертов по военной форме и орденам, имена которых совсем незнакомы широкой публике.

Интерес к русскому портрету и его жанровым особенностям сформировался в последней четверти XIX века. Тогда устраивались огромные выставки, а юрист и историк Дмитрий Ровинский издал свой первый «Словарь русских гравированных портретов». Забавно, что уже в те времена возникает запутанная история с полотном, до сих пор называемым «Портретом Абрама Петровича Ганнибала» («арапа Петра Великого», деда Александра Пушкина). В торжествах по случаю 100-летия со дня рождения поэта незамеченной осталась статья антрополога Дмитрия Анучина, отмечавшего, что ордена на портрете вовсе не те, какими был награжден Ганнибал. И хотя в повести Сергея Довлатова «Заповедник» секрет портрета уже раскрыт (на полотне барон Иван Закомельский, никакой не арап, а просто загорелый, да и тип лица у него вовсе не негроидный), в популярной литературе и интернете этот персонаж до сих пор уверенно считается предком Пушкина.

В начале ХХ века усилия по изучению этого жанра были сделаны колоссальные. Можно вспомнить хотя бы многотомник «Русские портреты», который издавал великий князь Николай Михайлович, или послужившую началом карьеры Сергея Дягилева грандиозную «Историко-художественную выставку русских портретов», на которой было показано 2308 произведений. Но через десятилетие с небольшим герои большинства тех листов или полотен потеряли свои имена: грянувшая национализация стирала их, в советские музеи портреты поступали уже как изображения «неизвестных».

Оказывались на обочине и живые люди. Автор сквозь весь очерк тянет историю Георгия Габаева, полковника лейб-гвардии, советского музейщика, заключенного ДмитЛАГа, ссыльного за 101-й километр. Лишенный доступа в архивы и библиотеки, он по памяти продолжал писать статьи о царской униформе и наградах. Ученый секретарь Эрмитажа Лев Раков и хранитель отдела истории того же музея Владислав Глинка, профессор Владимир Афанасьев (бывший в 1912-м консультантом Франца Рубо на панораме «Бородинская битва») — все они, как и многие другие, пережили сначала «борьбу с вещевым фетишизмом» 1930-х, затем резкий поворот к «историческому прошлому русского народа» — возвращению символики императорской армии во время Великой Отечественной войны (характерный пример — восстановление погон), потом, наконец, оттепель.

Ко второй половине ХХ столетия относятся рассказанные автором почти детективные истории с многочисленными попытками видеть в каждом изображении юного военного с печальными глазами Михаила Лермонтова (невзирая на выпушки, канты и серебряное шитье, которые специалисту ясно указывают на войсковую принадлежность и помогают отличить лейб-гвардейца Гусарского полка Лермонтова от других гвардейских офицеров). Или упомянуть еще целый «сериал» с атрибуцией портрета гусара Давыдова кисти Ореста Кипренского, в котором упорно желали видеть поэта и партизана Дениса Давыдова (а не его двоюродного брата Евграфа, каковым тот являлся). Или взять совсем уж фантасмагорический сюжет с Александром Горшманом, историком-любителем, который в 1980–1990-х годах провел ряд эффектных атрибуций, пока не выяснилось, что он сам вписывал в архивные документы недостающие для его исследований сведения.

В рассказе о собственных исследовательских трудах автор скромен, из возникавших трудностей указывает только на отсутствие возможности снимать в музеях советских времен и 1990-х годов (в книге воспроизведены его трогательные зарисовки на листочках в клеточку, с деталями униформы и орденами, которые приходилось делать) — и предостерегает молодежь от непроверенных суждений. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+