18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Немецкие музеи требуют смягчения авторских прав

№72
Материал из газеты

Художественные институции Германии не могут выложить свои коллекции в открытый доступ в Сеть из-за высоких авторских отчислений. Ведомство, собирающее эти деньги, согласно с необходимостью перемен

Немецкие музеи вместе с VG Bild-Kunst — ассоциацией, взимающей плату за авторские права от имени художников, — намерены организовать кампанию в поддержку нового законодательства, которое позволит учреждениям культуры размещать в интернете изображения произведений послевоенного и современного искусства из своих коллекций, избежав и огромных переплат, и обкрадывания авторов.

В отличие от коллег из США и Великобритании, немецкие музейщики пока с трудом пробираются в цифровое будущее. Исследование, проведенное Немецкой ассоциацией музеев в начале 2018 года, выявило «катастрофическое» отставание в области оцифровки коллекций. Основные причины — нехватка персонала, отсутствие ноу-хау и ресурсов, а также процветающая бюрократия. Государственные музеи — в Германии их большинство — могут, например, столкнуться даже с запретом на использование социальных сетей.

Музеи во всем мире стремятся расширить доступ к своим коллекциям, выложив их в интернет, однако, как говорит Бернхард Мац, генеральный директор Баварской государственной коллекции живописи, в которую входит 18 собраний, включая Пинакотеку современности в Мюнхене — крупнейший в Германии музей современного искусства, этому благородному стремлению мешает, среди прочего, стоимость приобретения прав на воспроизведение послевоенных и современных работ.

Инициатива германских музейщиков касается произведений ныне здравствующих художников и авторов, скончавшихся за последние 70 лет, то есть тех, чье творчество еще не стало достоянием общественности. Из-за высокой стоимости и административных проволочек при ведении переговоров по вопросам авторского права на воспроизведение таких работ Баварская государственная коллекция картин, по словам ее директора, не смогла разместить в Сети изображения 15 тыс. экспонатов — около половины своего собрания. «Сейчас в интернете мертвые художники живы, а живые — мертвы, — говорит Мац. — У нас нет ресурсов для оплаты авторских прав. Мы хотим обратить внимание политиков и культурных учреждений на эту проблему».

Около полусотни германских музеев, библиотек и архивов подписали так называемую Мюнхенскую ноту — петицию, призывающую принять законодательные меры по этому вопросу на федеральном и европейском уровне. Наряду с Баварской государственной коллекцией картин требование поддержали Архив Documenta в Касселе, Музей Штеделя во Франкфурте, Государственное художественное собрание Дрездена и VG Bild-Kunst.

В открытом письме предлагается ввести фиксированную плату за авторское право для музеев и иных культурных институций, а также обеспечить государственное финансирование для покрытия этих расходов, гарантируя при этом, что художники будут получать положенное вознаграждение. Выдвигается и требование законодательно ограничить «кадрирование», когда другие сайты ссылаются на принадлежащие музею изображения без его согласия или выплат в рамках авторского права.

«В наших же интересах найти решение проблемы, — говорит Хельге Лангхофф, глава отдела лицензирования VG Bild-Kunst. — Мы хотим, чтобы работы художников были представлены в интернете». Лангхофф считает, что законопроект ЕС, касающийся искусства онлайн, будет необходим в долгосрочной перспективе. «Это не произойдет в одночасье, — подтверждает он, — но легче инициировать процесс и завоевать политическую поддержку в Германии, если мы и музеи договоримся».

Среди немногих музеев в Германии, уже выложивших свои коллекции в интернет, — мангеймский Кунстхалле, поддержавший Мюнхенскую ноту. Пожертвований на строительство нового крыла, по словам директора музея Ульрике Лоренц, хватило и на комплексную цифровую стратегию. Музей заключил трехлетний общий договор с VG Bild-Kunst на лицензирование изображений послевоенных и современных произведений искусства для своей онлайн-коллекциии и теперь намерен внимательно следить за посещаемостью сайта. «Это фундаментальный вопрос, — считает Лоренц. — Если мы не решим его с помощью лицензий, контролируемых музеями и приемлемых для художников, все это может привести к искажению нашей культурной памяти». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+