18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мы используем инструменты хирургов и стоматологов»

№72
Материал из газеты

Специалисты отдела реставрации тканей Государственного исторического музея Анна Мамонова и Юлия Матвеева рассказали о специфике своей работы и о том, почему им проще иметь дело со старинным текстилем, нежели с современным

Реставрационные мастерские ГИМ, в частности отдел реставрации тканей, расположены в Измайлове, на том самом острове, где в XVII веке была усадьба царя Алексея Михайловича. От нее сохранилось не много: храм, мостовая башня и двое ворот. При Николае I архитектором Константином Тоном тут была построена богадельня для ветеранов войны 1812 года. В советскую эпоху в зданиях размещались коммуналки, от тех времен остался нынешний официальный адрес — «городок имени Баумана». Реставрационные отделы Исторического музея перебрались сюда после того, как покинули свои прежние помещения в Новодевичьем монастыре, переданные церкви.

«В нашем музее реставрация развивалась параллельно со становлением исторической науки, — рассказывает Анна Мамонова, реставратор высшей категории. — В 1919 году были созданы Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ) и начала складываться московская реставрационная школа. В начале 1920-х годов свои мастерские были учреждены и в ГИМе».

Сейчас отдел реставрации тканей занимает целый этаж бывшей богадельни — с мастерскими, красильней, промывочной и другими специализированными пространствами; в нем работают десять сотрудников, все универсалы — занимаются разными видами предметов с текстилем. «Это, скорее, женский труд, — смеется Анна Андреевна. — Реставраторами тканей бывают и мужчины, но их очень мало. Работа кропотливая, мы используем инструменты хирургов и стоматологов; микроскоп у нас есть, им мы пользуемся больше для изучения предметов, при необходимости берем лупу». На столе лежат иглы толщиной с волос и полупрозрачные нити.

Отдел тканей музея насчитывает почти 400 тыс. единиц хранения, и на реставрацию попадают самые разнообразные и удивительные предметы — от археологических находок до костюмов ХХ века. Сейчас самый древний экспонат из находящихся в реставрации — знаменитый катандинский халат. Церемониальное одеяние, которому более 2,5 тыс. лет, было найдено в Катандинском кургане на Алтае в 1865 году этнографом и археологом, академиком Василием Радловым. «Это одежда из меха и кожи — двуслойная шуба, — Анна Мамонова приподнимает листы пленки, между которыми лежат детали халата. — Он был сшит из разноцветных кусочков меха, образующих чешуйчатый орнамент, и близок по крою к древнеиранскому костюму. Органика — ткани и кожа — очень быстро разлагается, и халат сохранился только потому, что оказался в мерзлоте. В музей он попал около 1926 года, и только в 1930-е его стали реставрировать. Халат был расправлен из бесформенного кожаного комка, укреплен на хлопковой ткани, и его даже показывали в экспозиции и возили по выставкам, так как вещь действительно уникальная. Однако в 1990-е годы начались необратимые изменения. Оказалось, что в коже размножились почвенные бактерии, которые питались введенным в нее в 1930-х глицерином. Сейчас бактерии обезврежены биоцидом, кожа и мех обработаны специальным полимерным нанопокрытием». Халат в стабильном состоянии, но он требует тщательного соблюдения температурно-влажностного режима и остается под присмотром специалистов.

«Так нередко бывает — когда мы сталкиваемся с разрушительными последствиями устаревших методик, — вступает в разговор Юлия Матвеева, реставратор высшей категории. — Например, в XIX веке было принято наклеивать разрушенные ткани на подложку мучным клеем. Сейчас у нас на перереставрации знамя новгородского воеводы князя Ивана Одоевского. Огромное полотнище XVII века занимает целый стол, в центре его видно изображение Богоматери Оранты, мафорий которой полностью разрушен, и кажется, что благословляющий Младенец парит в воздухе. Мучной клей очень сушит ткань, шелк превращается в ломкие распадающиеся сухарики. Мы раздублировали знамя с холста, сейчас снимаем остатки клея. Потом будем перекрывать его тонированным газом (тончайшая прозрачная шелковая ткань. — TANR). Утрат очень много, состояние предмета крайне руинированное, необходимо полностью сдублировать знамя на новую основу». 

Реставрационные принципы сейчас все больше сдвигаются к сохранению и превентивной консервации, а не к добавлениям и приведению в первоначальный вид. На вопрос о том, до чего реставраторы должны довести предмет — до выставочного вида? — и сколько на это потребуется времени, Юлия Владиленовна отвечает: «Главное, мы должны его сохранить. А по времени трудно сказать. Мы не знаем, как поведет себя ткань. Вот тут с одного края она достаточно крепкая и целая, а середина разрушена. Край дублировали на мучной клей, а другие части — на осетровый. Он гораздо жестче, и больше времени уходит на очистку от него». Подобную кропотливую работу в мастерской делают не впервые. Например, здесь была восстановлена парсуна патриарха Никона второй половины XVII века в технике аппликации из различных тканей на доске. Сейчас она в экспозиции.

Знамя князя Одоевского тоже предполагается поместить в экспозицию: это историческая реликвия. Но для него нужна особая климатическая витрина, со специальным стеклом — не только антибликовым, но и не пропускающим ультрафиолетовое излучение, которое плохо влияет на органические материалы, а также со специальным светом. Такое оборудование может стоить миллионы рублей, и сейчас ГИМ активно ищет спонсоров, которые могли бы помочь. «И катандинский халат хочется показать, — продолжает Анна Мамонова, — причем с целым комплексом вещей, которые были найдены в том же захоронении. А там были и скульптурки, и „катандинский фрак“ — уникальное меховое одеяние с хвостом. Разрабатывается концепция их современного экспонирования, но на это нужны средства».

В мастерской работают не только с тканями. Часто бывают вещи с металлическими элементами — блестками и галунами, патинированными и с коррозией. Попадаются расшитые бисером костюмы, перья. Все работы ведутся в сотрудничестве с коллегами из других мастерских. На столах у реставраторов лежат веера — их основой уже занимались специалисты по кости, сейчас пришел черед расписного шелка.

Каждый экспонат, прежде чем попасть на выставку, должен обязательно побывать в руках реставратора. «Если предмет в приличном состоянии, можно и в фонде его осмотреть и обеспылить», — говорит Анна Мамонова. «Но часто нужны промывка, укрепление», — добавляет Юлия Матвеева. Сейчас в мастерской на стойке висит целый ряд праздничных народных и городских костюмов XVIII–XX веков, в шкафах рядами лежат кокошники и шляпки. Это будущие экспонаты выставок «Час потехи» и «Традиции русской свадьбы», которые пройдут в музее осенью. 

Среди самых поздних по хронологии предметов, попадавших в их руки, реставраторы вспоминают авангардные набивные ткани 1920-х годов и знамена времен Второй мировой войны. С современной синтетикой еще почти не сталкивались — хотя припоминают платье 1960-х годов на поролоне, который полностью разложился и высыпался. 

«Мы понимаем, — говорит Юлия Матвеева, — что скоро задача реставраторов усложнится, ведь появляется очень много новых материалов, с которыми еще предстоит научиться работать». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+