18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей

Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея

Главная выставка 2019 года в главном музее страны. И немудрено: у нас картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — национальная икона. В Эрмитаже до сих пор жалеют, что Николай II перестроил Помпейскую столовую в Зимнем дворце (не путать с существующим Помпеянским залом в Новом Эрмитаже). Поэтому внимание к двум сотням произведений искусства из города, погибшего при извержении Везувия почти 2 тыс. лет назад, обеспечено.

«Много зла свершилось в мире, но мало было такого, что доставило столь великую радость потомкам», — сказал как-то Иоганн Вольфганг Гете о Помпеях. Этот город, погребенный под слоями лавы и пепла вместе с соседними Геркуланумом и Стабиями, открылся миру в середине XVIII века. И продолжает открываться сегодня. Знакомство с выставкой подобно прогулке по древним Помпеям. Вот улицы под названием Боги, Герои и Люди. С ними пересекаются другие — фрески, мозаики, бронза, стекло… На перекрестках-фокусах история и искусство неотделимы друг от друга.

У древних римлян, многое позаимствовавших у еще более древних греков, главный бог, породивший других богов и людей, — Зевс, он же Юпитер. Представлен мраморным бюстом и фреской, где сидит на троне. Изображения богов могли располагаться как в храмах, так и в частных домах. Изящный бронзовый Аполлон происходит из храма его имени. Фреска «Фетида и Гефест» находилась на вилле. Она показывает визит богини в небесный «оборонпром» — получить вне очереди оружие для ее сына Ахилла.

Героев древние римляне любили не меньше богов, особенно после захвата власти Юлием Цезарем. Для выставки отобраны две великолепные фрески: «Геракл и Несс» — о битве героя с подловатым кентавром и «Раненый Эней» — про оказание герою хирургической помощи (имя эскулапа осталось неизвестным).

Промежуточное положение между героями и людьми занимают ВИП-персоны, такие как император Тиберий в виде бронзового бюста или дуумвир, выполнявший функции судьи, Марк Олконий Руф в виде мраморной статуи в рост. За людей отвечают мозаика «Портрет женщины» и фреска «Причесывающаяся женщина», найденная на вилле Ариадны в Стабиях.

Дальше поход по Помпеям ветвится и усложняется. Одним ближе мозаика «Академия Платона», другим — фреска «Актер с маской». Но в любом случае надо посмотреть на сюрреалистическую бронзовую «Божью руку». На зависть Сальвадору Дали она держит на пальцах змею, шишку и еще несколько культовых предметов. Под рубрикой «стекло» непревзойденной остается «Голубая ваза», выполненная в изысканной технике «стекло — камея». Сосуд с изображением сцен сбора богатого урожая винограда был найден в небольшой гробнице в Помпеях в 1837 году.

Предметы, отражающие другие достижения помпейского сельского хозяйства, а также спортивные состязания (мраморный «Копьеносец»), кухонную утварь и оружие гладиаторов оставим для самых выносливых зрителей. Главное в этом проекте — сами древние города, легендарные и живые.


Государственный Эрмитаж
Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
19 апреля – 23 июня

Материалы по теме:
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+