18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Музей Академии художеств прокладывает дорогу в самостоятельную жизнь

№72
Материал из газеты

Сейчас в музее более 183 тыс. экспонатов. Он именуется научно-исследовательским, в его состав входит четыре мемориальных объекта: квартиры Исаака Бродского и Архипа Куинджи, усадьба «Пенаты» Ильи Репина и дом Павла Чистякова в Царском Селе

Возникший одновременно с академией, музей с самого начала стал неотъемлемой частью процесса художественного образования. А в последние годы он вступил в новый период жизни: получил юридическую независимость, разрабатывает концепцию развития и пытается завоевать место в музейном пространстве Петербурга. 

Светское художественное образование в России практически отсутствовало до середины XVIII века. Академия наук и художеств появилась только в царствование дочери Петра I Елизаветы Петровны благодаря Михаилу Ломоносову и Ивану Шувалову. В 1764 году вступившая на трон Екатерина II даровала «Привилегии и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем». Для академии строится здание на набережной Невы. 

В ИАХ входили учебные классы, библиотека, выставочные залы и музей. О нем особенно хлопотал Иван Шувалов, первый президент академии. Он передал в дар музею и библиотеке свою коллекцию картин, скульптур, античных слепков, книг. Шувалов привлекал к участию в делах академии богатых и знатных людей, среди которых считалось за честь подарить музею какое-либо произведение. Свои коллекции передали занимавшие в разные годы пост президента граф Александр Строганов, археолог и художник Алексей Оленин. В 1860-е годы в музей по завещанию бывшего владельца попало собрание Николая Кушелева-Безбородко — выдающегося коллекционера и библиофила. 

Особенно интенсивно музей пополнялся лучшими учебными рисунками и этюдами, картинами, созданными выпускниками по заданию академии во время поездок по Европе или самостоятельно. Работы Федора Бруни, Карла Брюллова, Антона Лосенко, Ивана Мартоса, Ильи Репина, Генриха Семирадского, Василия Сурикова, Григория Угрюмова, Федора Шубина, Сильвестра Щедрина стали украшением музея. В конце XIX века в его фонды перешли все учебные коллекции из классов.

Сегодня Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств занимает парадные залы на всех трех этажах исторического здания. На первом находится отдел слепков и моделей античных архитектурных памятников, на втором — «Академический музеум», коллекция картин знаменитых мастеров и работы российских авторов, выпускников академии. На третьем этаже экспонируются архитектурные модели и макеты петербургских зданий. 

«Музей и сама академия многие десятилетия были настоящим центром художественной жизни России, — рассказывает Вероника Богдан, заместитель директора музея по научной работе. — Тем более что правила посещения музея были очень демократичными: сюда могли прийти гости любого звания и чина, в любой одежде, единственное условие — в чистой, и служитель музея обязан был провести экскурсию».

К концу XIX века коллекция музея Академии художеств по своей ценности конкурировала с собранием Эрмитажа. Но в 1918 году институцию ликвидировали, музей закрыли, ценнейшее собрание практически полностью разорили (экспонаты передали главным образом в Эрмитаж и Русский музей). 

В середине 1930-х годов воссозданную Всероссийскую академию художеств и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней возглавил ученик Репина Исаак Бродский. Он потребовал от Эрмитажа и ГРМ отдать переданные туда экспонаты. 

Но в родные стены мало что вернулось. Все собрание Кушелева-Безбородко осталось в Эрмитаже, а из богатейшей коллекции Ивана Шувалова в Академии художеств сохранилась лишь одна картина — «Избиение младенцев» Андреа Челести.

Сейчас в музее более 183 тыс. экспонатов. Он именуется научно-исследовательским, в его состав входит четыре мемориальных объекта: квартиры Исаака Бродского и Архипа Куинджи, усадьба «Пенаты» Ильи Репина и дом Павла Чистякова в Царском Селе. С 2015 года музей обладает статусом самостоятельного учреждения, подчиняющегося напрямую Министерству культуры РФ, хотя финансирование до сих пор идет через Министерство науки и высшего образования. 

«У музея пока нет своего облика, он много лет существовал как ведомственное учреждение, — говорит Алексей Мудров, директор музея с 2017 года. — До конца этого года мы решим вопрос с финансированием и утвердим новую концепцию развития. Музей ищет свой, особый путь, и мы видим перспективы». 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+