18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Букет к столу

№72
Материал из газеты

Легендарный французский Дом декоративного фарфора Bernardaud представил чайный сервиз, украшенный работами Марка Шагала

Компания Mercury сделала московским ценителям элитного фарфора и поклонникам творчества Марка Шагала по-настоящему уникальный подарок: в середине марта Фредерик Бернардо, генеральный директор бренда Bernardaud, Мерет Мейер, вице-президент Фонда Марка Шагала и внучка художника, а также вторая его внучка Белла Мейер представили столичной публике эксклюзивный чайный сервиз «Букет цветов Марка Шагала» с семью рисунками и монотипиями художника, перенесенными с максимальной точностью на белоснежный фарфор. Новая серия изысканных предметов была создана специально для России по инициативе Mercury.

Для Дома Bernardaud подобные хрупкие шедевры — история хорошо знакомая. Коллаборации с представителями мира искусства, дизайна, кино и даже парфюмерии появляются у них почти так же часто, как новые базовые коллекции. Художники Марина Абрамович, Субодх Гупта и Жан-Мишель Альберола, парфюмер Оливия Джакобетти, режиссер Дэвид Линч, дизайнер Марко Менкаччи и еще добрых два десятка мастеров отметились в летописи Дома в качестве художников-друзей.

Формула самого фарфора Bernardaud неизменна на протяжении полутора столетий: 50% каолина (белая глина), 25% кварца, 25% полевого шпата. Ничего другого, никаких прочих примесей. Идеальный белый материал выходит всего из трех ингредиентов. Правда, чтобы поутру вы могли насладиться свежесваренным кофе в изысканной чашке, например из коллекции Ecume с необычным точечно-рельефным узором, ей пришлось пройти довольно долгий путь, поскольку для ее создания на мануфактуре Bernardaud были поэтапно — один за другим — задействованы минимум 50 человек. Самые яркие и, пожалуй, сложные проекты Дома всегда связаны с необычными формами. Так было, к примеру, с вазами Nazareth дизайнерского дуэта братьев Кампана и статуэтками серии Balloons Джеффа Кунса. Главная проблема в работе с фарфором состоит в том, что после обжига любой предмет уменьшается в объеме на 14% и предугадать, как именно это произойдет, просто невозможно. Поэтому для создания идеальных экземпляров с нужными пропорциями требуется все мастерство работников мануфактуры и длительный подготовительный период. 

Другая сложность — точность цветопередачи. Чтобы рисунок закрепился на поверхности и сохранялся долгие годы, предмет проходит финальный, третий по счету обжиг. И если одни цвета выдерживают температуру до 1200 градусов, то краски так называемого малого огня — лишь 850 градусов. И как раз в эту палитру входят важные для декорирования оттенки, которые при перегреве даже на 10–15 градусов потеряют нужный тон: красный превратится в коричневый, синий — в черный. Жидкие золото и платина (к слову, самые настоящие, а не имитация), которые используются для росписи, тоже привередливы и требуют невысокой температуры запекания. Поэтому даже страшно представить себе, сколько экспериментов и проб пришлось провести художественному отделу Bernardaud, чтобы получить безукоризненный красный металлик для кунсовского кролика. Те же проблемы в соответствии оттенков всегда возникают при перенесении на посуду графики и живописи. Так было и с сервизом Жоана Миро, и с вазами Жана Лурсата, и с обширной коллекцией предметов с рисунками Марка Шагала, которая теперь пополнилась новой чайной серией.

Коллекция «Букет цветов» была создана при непосредственном участии Фонда Марка Шагала, который выбрал для этого семь работ художника. Среди них — пять уникальных монотипий, принадлежащих к средиземноморскому периоду его творчества. Впервые букеты появились у Шагала в 1909 году, когда он встретил свою главную музу — будущую жену Беллу. «Именно Белла принесла мне первый цветок… Мы можем долго рассуждать о значении цветов, но для меня они олицетворяют саму жизнь. Необходимость», — писал художник.

На своих полотнах Шагал обычно изображал цветы не в пейзаже, а в натюрморте: собранные в букет и поставленные в вазу дома или в студии. Его цветы — это символ невинности, красоты и нескончаемого поиска идеала. При этом в его букетах есть и мистический смысл: это и буйство жизни, и последние моменты ее угасания в сорванном растении. 

Еще Шагал любил экспериментировать с разными художественными техниками. В 1962 году, вернувшись во Францию после эвакуации в Америку в период Второй мировой войны, он серьезно увлекся монотипией. К 1975 году он успел создать 300 оттисков, причем, что интересно, все они были заказаны одним человеком — женевским издателем Жеральдом Крамером.
Выбранные для коллекции «Букет цветов» монотипии сделаны Шагалом в последние два года его увлечения этой техникой. Он работал очень быстро, и мастерски применял пастозную фактуру (плотные, кроющие мазки краски, которые

акладываются слоями, придавая рисунку рельефность). Техника монотипии предполагает, что изначально рисунок наносится красками на лист меди или другого твердого и идеально гладкого материала, а затем отпечатывается на листе бумаги. Для правильной передачи цвета нужно точно рассчитать давление и увлажнить бумагу настолько, чтобы создать баланс между прозрачностью и насыщенностью оттенков на готовом эстампе. Здесь нет времени на раздумья и вторые попытки, монотипия — это техника создания только одного, уникального отпечатка. 

Уверенными движениями Марк Шагал распределял гуашь или акрил на медном листе пальцами, затем переносил изображение на бумагу и дорабатывал детали другим концом кисти (оттого на рисунках часто встречаются штрихи-бороздки). Мастерам Bernardaud удалось невероятно точно перенести нежные цветочные рисунки художника на предметы и даже сохранить эффект тех самых редких бороздок. 

Новая коллекция «Букет цветов Марка Шагала» доступна в ЦУМе, ДЛТ и фирменных бутиках Bernardaud в Третьяковском проезде, Barvikha Luxury Village и бутиках Gallery Royal. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+