18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Философия времени

№72
Материал из газеты

Предприниматель и деятель актуального искусства Дмитрий Волков поговорил с нашей газетой об искусстве, философии и эксклюзивных часах Jaquet Droz

Как вы в целом относитесь к часам? Это повседневная вещь или тоже предмет коллекционирования? 

Хотя я стараюсь максимально эффективно использовать время, до знакомства с брендом Jaquet Droz к механическим часам я относился спокойно. Время я узнавал на телефоне, но попутно часто делал то, что не собирался: проверял сообщения в мессенджерах, стоимость акций Amazon, письма от коллег. И положив телефон, иногда забывал, что хотел сделать до того. Теперь я просто смотрю на часы на запястье. Определение времени больше не похищает то самое время. 

Но часы могут стать и объектом инвестирования. Сейчас вместе с Jaquet Droz мы сделали часы, которые, безусловно, могут считаться произведением искусства. Они сочетают в себе совершенный механизм и эстетическую ценность. На циферблате воспроизведена картина моего любимого художника Виктора Пивоварова. Кроме того, эти часы все время заставляют меня задумываться о сущности времени. 

Понятие времени вызывает массу противоречий. Время почему-то бесследно исчезает, хотя остальное оставляет следы. О нем говорят, хотя никто его не видел. Оно бесконечно, при этом бесценно, бывает содержательным и глубоким, а бывает пустым и легким, как пыль на холодильнике. В общем, одни загадки. При этом простой часовой механизм способен выразить это сложное понятие в одной механической формуле — периодической последовательности событий, равномерном движении стрелок по кругу. Воистину гениальное изобретение меры времени, а может, выражения его сущности!

Это ваш первый экземпляр Jaquet Droz или вы уже знакомы с произведениями Дома?

Это не первый экземпляр. Моими первыми часами стали Grande Seconde Moon. Они идеально подходят как к классическому костюму, так и к стилю casual, который я предпочитаю. Интересно, что на ужине в честь 280-летия бренда в Москве в конце прошлого года мы с президентом Jaquet Droz выяснили, что оба выбрали именно эту модель.

Став амбассадором бренда, я изучил историю самого Дома. Мне показалось любопытным, что Пьер Жаке-Дро пытался создавать машины, которые могли бы творить. В середине XVIII века он собрал несколько автоматонов, способных писать, рисовать и играть на органе. Сейчас, когда мы занимаемся созданием мыслящих машин, идеи Жаке-Дро кажутся мне крайне актуальными. В общем, прекрасная история и замечательный, символичный артефакт — часы Jaquet Droz.

Как у вас появилась идея создать подобные часы и почему вы выбрали именно эту картину?

Совпали два события. Я приобрел несколько работ Виктора Пивоварова и стал амбассадором марки. Пивоваров — важный для меня художник. Он яркий представитель московского концептуализма. В его творчестве тесно переплетаются философия и искусство. Название выбранной для часов работы символично — «Философ и художник». В ней Пивоваров сравнивает инструментарий философов и художников. Что любопытно, с его точки зрения, художник, анализируя реальность, находится в более выгодном положении по сравнению с философом. Он использует образы вместо языка. А образы, с его точки зрения, более содержательны. Обязательно ли философским понятиям быть воплощенными в осязаемых предметах, чтобы начать существовать в реальности? Если все изменяется, как могут существовать неизменными философские понятия? В чем отличие философии от искусства? Мне интересно задумываться об этом, глядя на произведение искусства у меня на руке.

Много ли работ Виктора Пивоварова в вашей коллекции? И вообще, каких художников или, может быть, какие направления и стили вы собираете?

Работ Виктора у меня пять — все из серии «Философские тетради». Но кажется, что в век «цифры» и бесконечного копирования владеть искусством становится не так важно, как испытывать переживания от него. Коллекционирование имеет тенденцию становится иммерсивным. И это один из принципов моего собрания. Оно состоит не из вещей, а из эмоций.
Этим во многом объясняется характер проектов, которые реализует мой фонд SDV Arts & Science. Среди них — первый московский фестиваль уличных пианино с участием художников и музыкантов, выставка технологического искусства и арт-резиденция для молодых художников в Риге совместно с музеем «Гараж», арт-перформансы с художниками Олегом Куликом и Андреем Бартеневым на фестивале Burning Man в США, перформанс Small Button в галерее «Солянка» с участием художников, чьи работы входят в мою коллекцию. Выбирая произведения, мы в первую очередь оказываем поддержку российским современным художникам. В мою коллекцию входят работы как признанных, так и совсем молодых и перспективных художников. 

Довольны ли вы результатом такого необычного сотрудничества с Jaquet Droz? 

Я очень доволен. Для меня важен творческий и свободный процесс сотрудничества. Особенно приятно, что, несмотря на то что Jaquet Droz — один из старейших часовых брендов, они готовы на такие смелые эксперименты. 

Справка

Картина «Философ и художник» Виктора Пивоварова из собрания Дмитрия Волкова украсила циферблат эксклюзивных часов Jaquet Droz

Для часового Дома Jaquet Droz работа над уникальными изделиями — дело привычное, как бы странно это ни звучало. Почти 300 лет, начиная с первых творений Пьера Жаке-Дро и до сих пор, на мануфактуре в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон создают невероятные произведения часового искусства, где сложнейшая механика всегда идет рука об руку с великолепным художественным исполнением.

В отличие от других марок, для истинных ценителей у Jaquet Droz есть особое предложение — возможность создать свой собственный дизайн циферблата. Недавно по индивидуальному заказу амбассадора марки Дмитрия Волкова, известного предпринимателя, доктора философии и деятеля актуального искусства, бренд изготовил эксклюзивные часы, которые украсило изображение картины Виктора Пивоварова «Философ и художник». В этом проекте очень четко проявляется главный слоган бренда: «Одни часы показывают время, другие — рассказывают историю». Работу одного из основоположников московского концептуализма из личного собрания Волкова мастера Jaquet Droz повторили на циферблате с помощью техники миниатюрной росписи по эмали. 

В качестве основы для этого особого заказа была взята модель Petite Heure Minute диаметром 43 мм в розовом золоте с эмалью цвета слоновой кости. Часы выполнены в единственном экземпляре и занимают почетное место в коллекции Дмитрия Волкова.

Еще…

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+