18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дизайн спасает человечество

№72
Материал из газеты

XXII Миланская триеннале, возрожденная три года назад, повышает интеллектуальный градус дискуссий о дизайне и его роли в современном мире. Теперь ее тема ни больше ни меньше как спасение человечества

Миланская неделя дизайна, главное событие индустрии, проходит в апреле. В город со всего мира съезжаются практикующие профессионалы, байеры, журналисты — все, кто причастен к проектированию, архитектуре, интерьеру, мебели, свету, технологиям и моде. Множество событий, организуемых по всему городу: выставки, инсталляции, перформансы и презентации новых коллекций, — позволяют ее гостям почувствовать пульс индустрии и присмотреться к тенденциям. 

Одна из старейших европейских выставок — Миланская триеннале — стартовала в 1933 году, приняв эстафету от более старомодной и чопорной Биеннале декоративных искусств в Монце, проходившей с 1923 года. Передислоцировав праздник в Милан, итальянцы стали проводить его чуть реже, раз в три года, зато отвели под новый Музей дизайна и триеннале отдельное здание — Дворец искусств в городском парке Семпионе, построенный в начале ­1930-х по проекту архитектора Джованни Муцио. Сегодня его посетители охотно фотографируют этот памятник итальянского рационализма — монументальный, с эффектной лестницей, портиком и арочной галереей, выходящей в сад. Выставки триеннале подробно освещались в итальянской прессе, среди ее героев в разные годы оказывались Акилле Кастильони, Карло Карра, Джорджо Де Кирико, Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, Пабло Пикассо, Микеланджело Пистолетто, Джо Понти, а позже архитекторы Фрэнк Гери и Ренцо Пьяно, дизайнеры Этторе Соттcасс и Алессандро Мендини. 

Основная идея триеннале, для участия в которой приглашались все страны, которым было чем удивить итальянцев, состояла в том, чтобы объединить архитектуру, дизайн и искусство. Выставка была престижной и влиятельной. Однако в середине 1990-х культурная жизнь города начала концентрироваться вокруг все более популярного Международного мебельного салона. Тратить деньги и силы на триеннале никто уже смысла не видел, а с 1996 года ее и вовсе перестали проводить, отдав Дворец искусств под коммерческие проекты. И только недавно, после долгих дискуссий с участием городских властей, архитекторов и глав крупных мебельных компаний, и особенно после успешной Экспо-2015, было решено укрепить статус города как мировой столицы дизайна, возродив Музей дизайна и триеннале. И вот результаты уже налицо. 

В музее, насчитывающем 1,6 тыс. единиц хранения, развернута грандиозная экспозиция итальянских достижений — «архив архивов», как сформулировал ее концепцию куратор Джозеф Грима. Есть планы задействовать и подземные площади, а также провести конкурс на строительство нового здания. А новый президент Музея дизайна и Миланской триеннале, архитектор Стефано Боэри, объявил о радикальном обновлении их концепции: коллекция итальянского дизайна будет расширяться, планируется устраивать монографические выставки, а главное — институция будет открыта веяниям времени. «Мы живем в эпоху, когда открытое и честное общение не просто необходимо — оно революционно. Когда правительства и политические системы перестают быть ориентиром для прогресса, мы ищем другие возможности и площадки для диалога. Мое видение — вернуть триеннале к ее традиционным корням, сделать ее местом, где высказываются разные точки зрения и обсуждаются спорные темы». 

Подтверждение заявленному Стефано Боэри — провокационная тема нынешней, XXII Миланской триеннале «Сломанная природа: дизайн для выживания человечества» под кураторством Паолы Антонелли. Последние 25 лет старший куратор отдела моды и дизайна Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, она прославилась тем, что остро реагировала на актуальные темы, выступала инициатором проектов, вызывающих широкие дискуссии в обществе и оказывающих мощное влияние на публику. В 2008 году она курировала выставку «Дизайн и эластичность сознания», первой предложив распространенную ныне трактовку дизайна как эклектичной и захватывающей смежные области среды. В 2011 году Антонелли сделала выставку «Поговори со мной», в которой зафиксировала наше новое отношение к предметам в цифровую эпоху.

Она же включила в коллекцию музея знак @, чтобы «максимально приблизиться к реальности». В 2017 году Антонелли выставкой «Вещи. Модна ли мода?» опрокинула все привычные трактовки современной моды, подчеркнув культурный и политический контекст популярных вещей — от байкерских курток и черных беретов до сафари и борсеток. Теперь Антонелли предлагает обществу тему «вымирания человечества». Мрачные перспективы, считает она, уже факт, а не научная фантастика. Но и верит в то, что художники, дизайнеры, интеллектуалы и просто граждане могут по крайней мере «создать оптимальный вариант конца». Она верит в то, что дизайнерские решения острых экологических проблем могут быть «приятны и эстетичны», поэтому для Милана Антонелли с группой сокураторов приготовила вполне оптимистичный сценарий. 

На первом этаже Музея дизайна и триеннале размещены 24 инсталляции, охватывающие мир от «космического до микроскопического», более 100 предметов, спроектированных в 20 странах. Начинается все с «Визуализации изменений» — снимков со спутников ­НАСА, на которых видно, как паводковые воды, тающие ледники и другие природные явления изменили Землю. «Вначале все выглядит очень тревожно, — говорит Антонелли, — но затем мы показываем, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию еще при нашей жизни».

Выставка дает оценку масштабу гуманитарных и экологических проблем, но и предлагает решения, разработанные приглашенными для этой цели дизайнерами, среди которых защитница животных Джулия Ломанн, продвигающая идеи биотехнологий в дизайне американка Нери Оксман, итальянцы Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин (дуэт Formafantasma), специально для Милана расширившие свои исследования в области утилизации компьютерных плат, клавиатур и мониторов. Здесь они показывают видео и коллекцию офисной мебели, в которую вмонтированы обломки оргтехники. Голландцы Брехт Дьюф и Леннеке (Buro Belén) предлагают нам по-новому относиться к солнцу — вместо солнцезащитного крема надевать технологичную одежду, задерживающую ультрафиолетовое излучение. 

В целом «Сломанная природа» вышла оптимистичной, инклюзивной, технологически интересной, политически острой и амбициозной, как, впрочем, и предыдущие проекты Паолы Антонелли. Даже самые утопичные предложения вроде туфель на шпильке, рассеивающих в почву семена рапса, поглощающие радио­активность, или архитектурные сооружения, созданные с использованием меланина, выглядят вполне осуществимыми. Дизайнеры делают то, что у них получается лучше всего, — решают проблемы. 

Антонелли пропагандировала идею этой выставки в МоМА еще в 2013 году. Ей отказали, но, по ее словам, получилось к лучшему: «было время обдумать концепцию», а также сравнить ее с другими музейными проектами на тему экологии и устойчивого развития. «Теперь важно показать, что действовать надо здесь и сейчас», — говорит куратор. Она планирует, объединившись с другими музеями, выпустить манифест. «И тогда вместо одного голоса наконец зазвучит хор», — уверена Антонелли. 

XXII Миланская триеннале. «Сломанная природа: дизайн для выживания человечества»
До 1 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+