18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник и режиссер Аньес Варда умерла на 91-м году жизни

Варда была знаковой фигурой французской «новой волны», а ее документальный фильм 2017 года, снятый в соавторстве с художником JR, номинировали на премию «Оскар»

Аньес Варда. «Члены киношколы I.C.A.I.C. танцуют ча-ча-ча. Сарита Гомес, женщина и дети. Гавана, 1962–1963». Из серии «Куба». Фото: Agnès Varda/Galerie Nathalie Obadia, Paris/Brussel
Аньес Варда. «Члены киношколы I.C.A.I.C. танцуют ча-ча-ча. Сарита Гомес, женщина и дети. Гавана, 1962–1963». Из серии «Куба».
Фото: Agnès Varda/Galerie Nathalie Obadia, Paris/Brussel

Художник и режиссер Аньес Варда умерла от рака в возрасте 90 лет. Об этом сообщило AFP со ссылкой на ее семью и друзей.

Около месяца назад она, выступая на пресс-конференции на Берлинском международном кинофестивале, сказала: «Мне нужно перестать говорить о себе и приготовиться попрощаться, уйти. Необходимо замедлиться, чтобы обрести покой, который мне так нужен». В Берлине она представила вне конкурсной программы свой новый документальный фильм «Варда глазами Аньес» и удостоилась почетной премии «Камера Берлинале».

Аньес Варда. «Соль». 1951. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Фото:  Agnès Varda/Galerie Nathalie Obadia, Paris/Brussel
Аньес Варда. «Соль». 1951. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года».
Фото: Agnès Varda/Galerie Nathalie Obadia, Paris/Brussel

В 2017 году Варда получила премию «Оскар» за вклад в киноискусство: она была единственным режиссером-женщиной среди кинематографистов французской «новой волны» 1950–1960-х.

Документальный фильм «Лица, деревни» (2017), снятый в соавторстве со стрит-арт-художником JR, в прошлом году был номинирован на премию «Оскар».

Аньес Варда. «Шалаш счастья». 2017. Макет. Из серии «Шалаши кино». Металлическая конструкция, покрытая кинопленкой Super-8 от фильма «Счастье» (1964). Миниатюрные подсолнухи в горшках, различные элементы, внутреннее освещение с выключателем. Фото: Аньес Варда/Galerie Nathalie Obadia, Paris/Brussel
Аньес Варда. «Шалаш счастья». 2017. Макет. Из серии «Шалаши кино». Металлическая конструкция, покрытая кинопленкой Super-8 от фильма «Счастье» (1964). Миниатюрные подсолнухи в горшках, различные элементы, внутреннее освещение с выключателем.
Фото: Аньес Варда/Galerie Nathalie Obadia, Paris/Brussel

Варда родилась в Бельгии, но карьеру начала в Париже, сперва как театральный фотограф. В 1955 году она сняла свой первый фильм «Пуэнт-Курт». Признание Варда получила после снятого в реальном времени фильма «Клео с 5 до 7» (1962), в котором рассказывается история молодой певицы, ждущей результатов анализов на онкологическое заболевание.

Творчество Варда экспонируется по всему миру. В частности, ее персональные выставки проводили такие институции, как Фонд Cartier в Париже в 2006-м, Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA) в 2014-м и парижский Центр Помпиду в 2015 году. Ретроспектива «Три жизни Аньес Варда» откроется в Мультимедиа Арт Музее в Москве 11 апреля.

Аньес Варда. «Автопортрет, Венеция, 1960-2017». Фото: jr-art.net
Аньес Варда. «Автопортрет, Венеция, 1960-2017».
Фото: jr-art.net

«На этой выставке вы увидите мое видение поколения мира и любви конца 1960-х в Лос-Анджелесе. Как художник я создаю большие шалаши из 35-миллиметровой пленки — это макеты, дающие представление о том, что может быть построено. Я завершаю свою выставку тремя автопортретами, сделанными, когда мне было 20, 40 и 80 лет», — говорила она о своем московском показе.

Помимо кинематографа, Варда занималась фотографией (можно упомянуть, например, ее черно-белые фотографии Кубы начала 1960-х гг. или более позднюю серию размытых портретов) и создавала скульптурные инсталляции. В числе последних — «Кинохижина: теплица счастья», шалаш, сделанный из 8-миллиметровой пленки с ее фильмом «Счастье» (1964), внутри которого стоят горшки с искусственными подсолнухами. Инсталляция была центральным экспонатом на выставке Варда в парижской Galerie Nathalie Obadia в прошлом году.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+