18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клад Нарышкиных передали в музей «Царское Село»

Крупнейший российский клад, найденный в 2012 году при реконструкции особняка Трубецких — Нарышкиных в Петербурге, выставят в Александровском дворце после завершения его реставрации

В марте 2012 года при строительных работах на улице Чайковского в Санкт-Петербурге рабочие обнаружили тайную комнату, в которой, как выяснилось позже во время инвентаризации, было спрятано более 2 тыс. серебряных предметов конца XVIII — начала ХХ века. Среди найденного были ценности самого разного типа — от орденов, булавок, расчесок и чайных ситечек до пятикилограммовых серебряных самоваров и канделябров весом 20 кг. Там также находились ювелирные украшения, в том числе фирм Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Павла Овчинникова и европейских мастеров. Большинство предметов украшено княжеским гербом рода Нарышкиных, на некоторых стоит герб Сомовых. Огромный размер и загадочность клада вызвали тогда много предположений об обстоятельствах, при которых он был спрятан. Ряд вещей был завернут в газету «Русская воля» за июль — сентябрь 1917 года, что позволило примерно датировать его закладку.

Как сообщает пресс-служба Государственного музея-заповедника «Царское Село», управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе Управделами президента РФ передало клад на хранение их музею в 2018 году и сотрудники начали его изучение. Был установлен предполагаемый последний владелец предметов. Видимо, им был Сергей Сергеевич Сомов, поручик лейб-гвардии Гусарского полка, женатый на Наталье Нарышкиной, дочери владельца особняка, Василия Львовича Нарышкина, чиновника Министерства иностранных дел.

Одна из шкатулок, найденных в кладе, содержала документы Сергея Сомова: увольнительный билет воспитанника Императорского училища от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия; свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте ордена Белого орла). Также в числе вещей — дорожная мыльница с монограммой «СС» и дорожный несессер с гербами Сомовых и Нарышкиных (видимо, свадебный подарок).

Специалисты, изучавшие клад, предполагают, что Сомов стал хранителем ценностей семьи своей жены, после того как Нарышкины уехали из Петрограда и, вероятно, непосредственно их прятал. Сомов умер в 1976 году в Париже, через два года скончалась его супруга. После завершения реставрации Александровского дворца в Царском Селе предметы из клада дополнят его экспозицию. 

Новости о находках кладов появляются регулярно. Например, в феврале этого года в Москве в районе Долгоруковской улицы был найден клад из 97 медных и серебряных монет (на общую сумму 35,5 руб.), датированных 1880–1914 годами. Монеты отправлены на реставрацию, после которой их передадут в Музей Москвы. Более поразителен другой клад, обнаруженный в январе в Ташкенте: в подвале старинного дома был найден тайник с множеством предметов, в числе находок — экспонаты из дореволюционной коллекции местного дворца Романовых, монеты, книги, слитки. Узбекская пресса сообщает, что среди них есть вещи, принадлежавшие жертвам сталинских репрессий, что сдвигает время создания тайника от революционных лет к середине ХХ века.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+