18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Клад Нарышкиных передали в музей «Царское Село»

Крупнейший российский клад, найденный в 2012 году при реконструкции особняка Трубецких — Нарышкиных в Петербурге, выставят в Александровском дворце после завершения его реставрации

В марте 2012 года при строительных работах на улице Чайковского в Санкт-Петербурге рабочие обнаружили тайную комнату, в которой, как выяснилось позже во время инвентаризации, было спрятано более 2 тыс. серебряных предметов конца XVIII — начала ХХ века. Среди найденного были ценности самого разного типа — от орденов, булавок, расчесок и чайных ситечек до пятикилограммовых серебряных самоваров и канделябров весом 20 кг. Там также находились ювелирные украшения, в том числе фирм Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Павла Овчинникова и европейских мастеров. Большинство предметов украшено княжеским гербом рода Нарышкиных, на некоторых стоит герб Сомовых. Огромный размер и загадочность клада вызвали тогда много предположений об обстоятельствах, при которых он был спрятан. Ряд вещей был завернут в газету «Русская воля» за июль — сентябрь 1917 года, что позволило примерно датировать его закладку.

Как сообщает пресс-служба Государственного музея-заповедника «Царское Село», управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе Управделами президента РФ передало клад на хранение их музею в 2018 году и сотрудники начали его изучение. Был установлен предполагаемый последний владелец предметов. Видимо, им был Сергей Сергеевич Сомов, поручик лейб-гвардии Гусарского полка, женатый на Наталье Нарышкиной, дочери владельца особняка, Василия Львовича Нарышкина, чиновника Министерства иностранных дел.

Одна из шкатулок, найденных в кладе, содержала документы Сергея Сомова: увольнительный билет воспитанника Императорского училища от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия; свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте ордена Белого орла). Также в числе вещей — дорожная мыльница с монограммой «СС» и дорожный несессер с гербами Сомовых и Нарышкиных (видимо, свадебный подарок).

Специалисты, изучавшие клад, предполагают, что Сомов стал хранителем ценностей семьи своей жены, после того как Нарышкины уехали из Петрограда и, вероятно, непосредственно их прятал. Сомов умер в 1976 году в Париже, через два года скончалась его супруга. После завершения реставрации Александровского дворца в Царском Селе предметы из клада дополнят его экспозицию. 

Новости о находках кладов появляются регулярно. Например, в феврале этого года в Москве в районе Долгоруковской улицы был найден клад из 97 медных и серебряных монет (на общую сумму 35,5 руб.), датированных 1880–1914 годами. Монеты отправлены на реставрацию, после которой их передадут в Музей Москвы. Более поразителен другой клад, обнаруженный в январе в Ташкенте: в подвале старинного дома был найден тайник с множеством предметов, в числе находок — экспонаты из дореволюционной коллекции местного дворца Романовых, монеты, книги, слитки. Узбекская пресса сообщает, что среди них есть вещи, принадлежавшие жертвам сталинских репрессий, что сдвигает время создания тайника от революционных лет к середине ХХ века.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+