18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Дора Маар» Пикассо стала новым трофеем «Индианы Джонса мира искусства»

«Портрет Доры Маар» кисти Пабло Пикассо, украденный 20 лет назад с яхты шейха на Лазурном Берегу, найден детективом-искусствоведом Артуром Брандом

Полотно «Бюст женщины» («Портрет Доры Маар») 1938 года стоимостью €25 млн найдено голландским арт-детективом Артуром Брандом в результате четырехлетнего расследования. «Я распаковал картину и повесил ее на стену на ночь, — рассказал он AFP. — Так на один день мой дом стал одним из самых дорогих в Амстердаме». 

История началась в 1999 году, когда с яхты миллиардера из Саудовской Аравии шейха Абдула Мошена Абдулмалика аль-Шейха, стоявшей на ремонте на Лазурном Берегу, украли картину Пабло Пикассо. Похищение полотна, которое на тот момент оценивалось в €7 млн, поставило в тупик французскую полицию и заставило коллекционеров внимательнее следить за безопасностью на своих яхтах. В 2015 году до Артура Бранда впервые дошли слухи о том, что некая «картина Пикассо, украденная с яхты», циркулирует в криминальных кругах Нидерландов. Но, как уточняет арт-детектив, «на тот момент я еще не знал, о каком именно произведении идет речь». Оказалось, что работа много лет переходила из рук в руки и часто использовалась в качестве залога, всплывая то в сделке по продаже оружия, то при продаже наркотиков. 

Бранд начал распространять в нужных кругах информацию о том, что ищет «Бюст женщины», и вот некие люди связались с ним и принесли картину, завернутую в ткань и мусорные пакеты, прямо к нему домой. «Два представителя нидерландского бизнесмена связались со мной и сообщили, что картина у их клиента, — рассказал арт-детектив AFP подробности этой истории. — Он был абсолютно сбит с толку. Он думал, что приобрел Пикассо законным путем. Оказалось, что сделка-то была легальной, а вот способ оплаты — нет». Детектив привлек голландскую и французскую полицию, где уже успели закрыть дело, и те пообещали, что не будут преследовать нынешнего владельца. «С момента похищения картина переходила из рук в руки не меньше десяти раз», — говорит Бранд.

Сейчас «Бюст женщины» находится в страховой компании, которой предстоит решить его дальнейшую судьбу.

Детектив, историк искусства Артур Бранд — прославленная личность. Его уже прозвали «Индианой Джонсом мира искусства». В 2018 году он вернул Кипру византийскую мозаику с изображением святого Марка, украденную из церкви в 1974 году. До этого, в 2015-м, он обнаружил «лошадей Гитлера» — две бронзовые скульптуры коней нацистского скульптора Йозефа Торака, которые стояли перед Рейхстагом и, как считалось прежде, погибли во время битвы за Берлин. Бранд в течение нескольких лет выдавал себя за коллекционера и смог выйти на след скульптур в Далласе. Совсем недавно была опубликована книга, рассказывающая эту историю. В списке побед детектива также возвращение полотна «Отрочество» Сальвадора Дали, «Музыкантши» Тамары де Лемпицки, нескольких картин, украденных из голландского города Хорн. Артур Бранд уже снялся в роли самого себя в документальном фильме «Иконоборец», рассказывающем о преступлениях в сфере искусства. Очевидно, художественное кино о нем не за горами.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+