18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Медленный взгляд на картины Пьера Боннара

Тейт Модерн предлагает по-новому взглянуть на творчество классика

Время в живописи Пьера Боннара (1867–1947) обладает особым качеством. Известный английский писатель-постмодернист, эссеист и литературный критик Джулиан Барнс как-то подметил, что домашние сценки художника словно «в замедленном темпе протекают перед обедом или во время послеобеденного отдыха». Марта, жена художника, прожившая с Боннаром почти полвека и которую он часто и много изображал, на его картинах словно не стареет. Предпочитавший писать по памяти, а не с натуры, Боннар завершил последнюю картину с Мартой («Обнаженная в бане») спустя несколько лет после ее смерти. По словам главного куратора Тейт Модерн Мэтью Гейла, одна из целей нынешней ретроспективы, спустя 20 лет после последней большой выставки в Британии,  — «понять, как на самом деле Боннар воспринимал свое время», и тем самым попытаться по-новому взглянуть и на его творчество.

Экспозиция выстроена по хронологии, с 1912 года — поворотного, как считает куратор, момента в карьере Боннара. В это время он, успешный художник, имевший уже своих арт-дилеров в лице влиятельного владельца галереи Гастона Бернхейм-Жёна, один из ведущих художников группы «Наби» (1892–1899), «мог бы продолжить выбранный путь, оставаясь художником прошлого века», но решил пойти своей дорогой, отличной от кубизма и сюрреализма. Именно этот выбор стал поводом не считать Боннара модернистом — так, Пабло Пикассо считал его «всего лишь одним из многих неоимпрессионистов и декадентов конца прошлого века». Зато на защиту «декадента» встал идеолог послевоенного абстракционизма американский художественный критик Клемент Гринберг, сказавший как-то, что живопись Боннара «буквально источает аромат 1900–1914 годов». 

Мэтью Гейл солидаризируется с Гринбергом: «Мы попытались посмотреть на работы Боннара именно в контексте ХХ века. Художник вовсе „не игнорировал происходившие в окружающем мире события“. 

Чему свидетельство — «Деревня в руинах близ Хэма» (1917), отклик на битву на Сомме в 1916 году, одну из самых кровопролитных в Первую мировую. 

Поздние же свои натюрморты и пейзажи Боннар писал в деревушке близ Канн, куда они с Мартой переехали в 1939-м из-за начала Второй мировой. В интервью, которые давал Боннар, в его переписке и дневниках практически нет ничего о причинах переезда.  

Неудивительно, что критики уже в 1920-е годы шутили насчет схожести звучания фамилии Боннар и французского слова “bonheur” — «счастье, благополучие». 

«Ощущение, возникающее на этой выставке, — парадоксальное сочетание в его картинах праздника цвета и меланхолии, быстротечности времени», — рассуждает Мэтью Гейл. 

Тейт Модерн
Пьер Боннар. Цвет памяти
До 6 мая

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+