Путеводитель по московскому метро

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Метрополитен был придуман, чтобы сэкономить время пассажиров, но новый архитектурный гид предлагает оставаться в столичной подземке как можно дольше

Игорь Покровский. Проект станции «Рижская» Московского метрополитена. Перспектива перронного зала. 1957. Фото: МУАР
Игорь Покровский. Проект станции «Рижская» Московского метрополитена. Перспектива перронного зала. 1957.
Фото: МУАР

Путеводители по московскому метро не поспевают за его строительством. В недавно вышедшей книге «Московское метро: архитектурный гид» на схеме, в сложенном виде образующей обложку, новая хорда «Деловой центр» — «Савеловская» еще намечена пунктиром, да и заканчивается на станции «Петровский парк». Нет ни открытой в декабре 2017-го станции «Ховрино», конечной на зеленой Замоскворецкой линии, ни строящейся за ней «Беломорской». Но окружье Московского центрального кольца (МЦК) на плане есть. 

Имеет ли это значение, если актуальная схема всегда найдется в смартфоне? Все же приятно иметь ее под рукой в путеводителе. Впрочем, задачи архитектурного гида выходят далеко за рамки навигатора. 

Это отнюдь не первый путеводитель по столичной подземке. Из предыдущих удачных опытов можно вспомнить гид Егора Ларичева и Анастасии Углик (М., «Книги WAM», 2007). Вышедший на русском и английском, продававшийся за 100 руб., он соединял функциональность информационного справочника с рассказом об истории архитектурных проектов. И что важно — наряду с «преданьями старины глубокой» упоминал о новой мифологии большого города, связанной с метро. Вроде студенческой приметы, отправляясь на экзамен, погладить нос бронзового пса, сидящего у ног пограничника в скульптурном ансамбле Матвея Манизера на станции «Площадь Революции», — на счастье, чтоб выученный билет достался.

Московское метро: архитектурный гид / Сост. А. Петрова, текст Е. Гершкович. М.: Кучково поле, 2018. 320 с., ил.
Московское метро: архитектурный гид / Сост. А. Петрова, текст Е. Гершкович. М.: Кучково поле, 2018. 320 с., ил.

Нынешний путеводитель достоинствами предыдущего не обделен. И микшированный жанр «архитектурного гида» вполне оправдывает. Хотите узнать, чем станции глубокого и мелкого заложения отличаются и какими они бывают, — читайте «Как устроено метро…». Хотите про ар-деко, советскую неоклассику, сталинский ампир, модернизм иль постмодерн в архитектуре станций — пожалуйста, глава «Стили…». Можно узнать и об архитекторах со скульпторами, благодаря которым наше метро стало одним из красивейших в мире. Из плюсов книги — рассказ не только о золотом веке первых четырех очередей строительства, но и о недавних станциях, наиболее интересных. «Румянцево» и «Саларьево» стали последними из здесь упомянутых.

Новое издание, пожалуй, первое, которое сделано по модели классического путеводителя по городу. Это тот случай, когда структура книги определяет ее смысл. В городских путеводителях разным цветом выделяются разделы, посвященные историческому центру и новым районам, отдельным кварталам или знаменитым улицам. Вот и здесь главы о каждой ветке метро выделены своим цветом. Внутри них мини-главки с рассказами о самых известных «дворцах для пролетариата» или новых станциях, отдающих дань уважения Мондриану и Малевичу. В результате метро предстает не просто транспортной системой, памятником истории или примером уникальных инженерных решений, а как «другая Москва». Та, в которой можно провести целый день, осматривая достопримечательности.

Хотя путеводители не читают от корки до корки. Они нужны, чтобы человек, оказавшись в чужом городе, во-первых, не заблудился, во-вторых, смог легко выбрать то, что лично ему было бы интересно. Путеводитель по московскому метро не исключение. Впрочем, в нем и столичный старожил может найти много любопытного.

«Киевская кольцевая» в 2018 г. Фото: Алексей Народицкий
«Киевская кольцевая» в 2018 г.
Фото: Алексей Народицкий

Сжатость, информативность, легкий стиль изложения сочетаются тут с умением автора, Евгении Гершкович, обратить внимание на художественные решения, детали и имена, которые редко попадают в фокус внимания вечно спешащих пассажиров. Например, на мемориальную доску в честь мозаичиста Владимира Фролова (1874–1942), открытую на «Новокузнецкой» весной 2010-го. Этот художник, работавший с Михаилом Нестеровым и Виктором Васнецовым для петербургского Спаса на Крови, сделал мозаичные плафоны по эскизам Александра Дейнеки для станции «Маяковская», а также смальтовые панно на стенах «Автозаводской» плюс мозаичные потолки на «Новокузнецкой». Последние мозаики он в одиночку подбирал в 1942 году в блокадном Ленинграде. Ящики с мозаиками вывозили по Ладоге в Москву под обстрелом; монтировали их уже после смерти художника от голода.

Съемку специально для книги сделал Алексей Народицкий. Фотографии открывают симметрию и перспективу в пространстве станций, подчеркивают красоту архитектурных решений и диалог их создателей с мастерами иных стран и эпох. Кроме общих видов в серию входят фото архитектурных деталей, крупные планы мозаик, съемка арок, скульптур и барельефов. И даже «портрет» раковины древнего моллюска наутилуса, открытого взорам в красно-коричных известняковых плитах на «Добрынинской». 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+